22 мая 2022, 09:01Авангард в деталях: как устроена галерея «На Шаболовке»Фото Е. Самарина. Mos.ru
О том, что можно увидеть и чем заняться в одной из самых интересных московских галерей, рассказывает ее куратор Александра Селиванова.
Галерея «На Шаболовке» в Даниловском районе — одно из любимых мест всех, кто интересуется архитектурой конструктивизма. Здесь изучают и хранят историю застройки окрестностей Шаболовки и, в частности, Хавско-Шаболовского жилмассива — памятника архитектуры 1920-х годов, в одном из зданий которого расположилась галерея.
Галерея появилась более 20 лет назад, но в 2014 году ее пространство полностью обновили. Внимание сконцентрировали на проектах, посвященных авангарду, а также осмыслению культурного наследия Даниловского района и его популяризации. Галерея регулярно проводит образовательные мероприятия: лекции, экскурсии. А для детей здесь работает «Детский ВХУТЕМАС» — мастерские, в которых учат создавать своими руками предметы обихода.
Главная гордость современной галереи — постоянная экспозиция «Музей авангарда на Шаболовке». Она посвящена истории и архитектуре Даниловского района, его жителям и памятникам конструктивизма. Экспозиция создавалась во многом усилиями местных жителей, поэтому им она особенно дорога.
«Все началось в 2014 году. Я познакомилась с большим количеством неравнодушных людей, которые, как и я, были убеждены: наш район уникален, но недооценен и совершенно не представлен на туристической карте Москвы. Мы решили создать место, куда жители могут прийти с родными и близкими, поговорить об истории района и узнать про него что-то новое. Стали общаться со старожилами, записывать интервью, собирать экспонаты», — вспоминает Александра Селиванова.
Одна стена полностью посвящена памятникам конструктивизма Шаболовки. Например, самой радикальной коммуне СССР, в которой жизнь студентов была расписана буквально по минутам, — общежитию текстильного института во 2-м Донском проезде, а также менее радикальным, но не менее интересным домам-коммунам, известным архитекторам всего мира. А еще — конструктивистской экспериментальной школе № 600, открывшейся в 1920-х на Хавской улице, Даниловскому универмагу, в свое время перевернувшему представление москвичей о торговых объектах, и, конечно, символу и центру района — Шуховской башне. Инженер Владимир Шухов использовал для ее монтажа специальный способ — телескопический: каждая новая секция собиралась внутри предыдущей и на лебедках поднималась вверх. Эту конструкцию Шухов запатентовал еще во второй половине ХIХ века, но первоначально она использовалась для водонапорных башен. Башня долгое время была самым высоким сооружением в городе, несмотря на то, что ее построили ниже на несколько ярусов, чем планировалось.
«Шуховская радиобашня — ось нашего района. Мы рассказываем, как она строилась, какие были сложности и как это все было устроено технологически. У нас есть копии фотографий, которые делал собственноручно Владимир Шухов, — рассказывает Александра Селиванова. — Мы отмечаем каждый год два праздника, связанные с локальной историей: день рождения башни в марте и День радио в мае. В 2015–2016 годах в эти дни сюда приходило много посетителей, мы общались, делали торты в стилистике башни. Пандемия все изменила, но сейчас мы восстанавливаем эти добрые традиции».
Галерея «На Шаболовке» расположена в помещениях бывшего общественного центра Хавско-Шаболовского жилмассива — комплекса конструктивистских зданий в пределах улиц Шаболовка, Лестева, Хавская и Серпуховской Вал, построенного в 1927–1930 годах. 15 домов в форме буквы Г являются памятниками архитектуры. Их автор — Николай Травин, молодой архитектор, выпускник ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских). Все здания имели один номер и сквозную нумерацию квартир, как будто все они — один дом. Для того чтобы жители и гости не путались, на каждом здании были нарисованы огромные цифры — номера корпусов — с 1 по 15, а их фасады были выкрашены в разные цвета. Со временем каждому дому присвоили свой номер, нумерацию квартир разбили по зданиям, а дома окрасили в один цвет, забыв про концепцию архитектора. Недавно несколько домов Хавско-Шаболовского жилмассива перекрасили в изначальные цвета. Александра Селиванова надеется, что фасадам остальных зданий тоже вернут тот вид, в котором их задумал Травин.
В галерее можно не только познакомиться с историей конструктивистских домов, но и заглянуть в гости к их первым обитателям. В частности, можно увидеть, как жили в 1920-х обитатели коммуны медиков на улице Лестева. Галерее передали множество подлинных предметов из этого здания. Здесь представлено главное новшество того времени — встроенная мебель. Она была придумана для того, чтобы люди при переезде в новые дома не тащили с собой старые шкафы и комоды.
«Здесь у нас собраны все характерные детали интерьеров того времени: полки, ручки, вытяжки, электрика, обои, утюги, керосинки, самовары и самоварные розетки. Дело в том, что очень многие переезжали из деревни в город и везли с собой самовары. Под них предусмотрели так называемые самоварные розетки — отверстия, куда выводились трубы самовара», — рассказывает куратор.
Единственная постоянно меняющаяся часть экспозиции — это «Народный музей». Здесь представлены предметы, принятые в дар от жителей района. Интересных экспонатов накопилось так много, что выставить все одновременно невозможно, поэтому экспозиция периодически меняется. Многие экспонаты связаны с местными фабриками прошлого века, которых в округе было немало.
Еще на выставке можно рассмотреть предметы, связанные с работой архитекторов 1920–1930-х годов. Загадочный черный круг на столе и менее загадочные большие линейки — это инструменты на тренировку глазомера. Такие использовали при обучении архитекторов ВХУТЕМАСа, в психотехнической лаборатории Ладовского.
Еще одно важное пространство галереи — библиотека. В ней собрана хорошая коллекция книг, посвященных авангарду в живописи, фотографии, театре и кино. В библиотеке можно не только посидеть с интересной книгой, здесь проходят лекции и концерты, маркеты и свопы — бесплатные обмены одеждой и другими вещами.
Для юных гостей галереи работает студия «Детский ВХУТЕМАС», в которой проходят различные курсы, сменяющие друг друга примерно раз в месяц.
«Здесь мы говорим с детьми о разных материалах, учим их работать руками. Очень востребованными стали столярный факультет, а также занятия текстилем. Детям очень нравится сверлить, пилить, кроить и в итоге своими руками сделать какую-то вещь. Сколько счастья приносит сшитая своими руками одежда! Однажды после занятия ребята переоделись в готовые рубахи и решили не снимать их — так и пошли по домам. У нас есть как постоянные, так и приглашенные педагоги. Сейчас у нас работает архитектурная мастерская, дети проектируют и клеят. А на лето запланирован детский интенсив по дизайну», — делится планами Александра Селиванова.
«Летний ВХУТЕМАС» — часть детской образовательной программы галереи — начнет работу 27 июня. Дети разных возрастных групп (от восьми до 13 и от семи до 11 лет) будут изучать основы урбанистики, дизайна, а также устройство и принципы работы предметного театра и театра кукол. Подробности о занятиях можно найти на сайте галереи.
Сейчас в галерее проходит выставка «Индустрия развития», посвященная рабочим клубам 1920–1930-х годов как социально-культурному и архитектурному эксперименту. История создания клубов, призванных выманить рабочих из квартир, связана с именами таких выдающихся архитекторов, как Константин Мельников, Илья Голосов, братья Веснины. Особое внимание в экспозиции уделено рассказу об архитектурном конкурсе на строительство Дворца культуры Пролетарского района, который сегодня мы знаем как Культурный центр ЗИЛ, — один из главных памятников конструктивизма в Москве.
Еще одна временная выставка — «И назывался он Эль» — посвящена выдающейся фигуре русского авангарда Элю Лисицкому. Выставка представляет художественные проекты студентов отделения графического дизайна РГУ имени А.Н. Косыгина, вдохновленные работами великого авангардиста прошлого. Помимо студенческих работ, на выставке можно увидеть предметы из коллекции музея РГУ: плакаты, агитационный текстиль.
Уже 3 июня начнет работу новая временная выставка. Она расскажет о синтетическом искусстве — об экспериментах 1920-х годов по совмещению цвета и звука. Главными героями экспозиции станут создатель концепции синтеза искусств и гениальный композитор Александр Скрябин, ленинградский изобретатель и художник Григорий Гидони и еще один известный художник Владимир Баранов-Россине.