9 февраля 2022, 07:01Белокаменное зодчество и росписи Рублева: утвержден предмет охраны Спасского собора Андроникова монастыряПоделитьсяПресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы
Эксперты Мосгорнаследия изучили памятник архитектуры XV века и описали его исторический облик, а также элементы, представляющие архитектурную и культурную ценность. На основе этих исследований в ведомстве составили и утвердили особый документ — предмет охраны. Теперь любые реставрационные работы могут проводиться только в соответствии с ним и по согласованному Мосгорнаследием проекту.
В Департаменте культурного наследия утвердили предмет охраны Спасского собора, входящего в ансамбль Андроникова монастыря. Это документ, включающий в себя все характеристики памятника архитектуры и его ценные элементы. Белокаменный собор является композиционным и смысловым центром всего архитектурного ансамбля монастыря, который обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения.
Спасский собор — это крестово-купольный четырехстолпный храм с одной главой. Он расположен по адресу: Андроньевская площадь, дом 10, строение 5. С восточной стороны к храму примыкает трехчастная апсида (выступ), по центральным осям трех других фасадов расположены высокие белокаменные крыльца.
«Спасский собор Андроникова монастыря — это один из древнейших храмов на территории столицы. Ученые предполагают, что он был построен в первой четверти XV века. Кроме того, это очень ценный старинный образец русского церковного каменного зодчества. Исследователи отмечают, что храмы более поздних периодов во многом повторяют его архитектурную композицию. После проведенных исследований специалистам удалось составить наиболее полный перечень элементов и характеристик собора, отвечающих за его исконный облик. Все они вошли в предмет охраны», — отметил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Спасский собор возведен из плотного известняка, отесанного в виде небольших гладких прямоугольных блоков. Историки считают, что использование этого материала значительно удорожало работу. Камень было сложно добывать, транспортировать и обрабатывать. Везли его из каменоломен, расположенных на территории современного Раменского района.
Фасад собора разделен пилястрами. Верхняя часть сооружения декорирована многочисленными арками продолговатой формы (закомарами) и кокошниками (архитектурный элемент, напоминающий по форме женский головной убор).
Здание стоит на высоком основании-подклете с четырьмя столпами. Внутреннее пространство разделено на три вытянутые части. Подпружные арки храма опираются на столбы и держат на себе световой барабан купола. Арки расположены ступенчато, а своды храма расходятся крестообразно. Такие композиции появились в русском зодчестве еще в домонгольское время, но затем надолго были забыты.
Алтарь находится в восточной части храма. У исследователей нет сомнений, что в его росписи лично участвовал Андрей Рублев. Но от его работы остались лишь небольшие фрагменты на оконных косяках. По одной версии, росписи были утрачены после реконструкции храма в конце XVIII века, по другой — уникальные фрески уничтожил пожар 1812 года.
В предмет охраны были включены местоположение и градостроительные характеристики собора, его композиция, а также купол, крест, покрытие кровли, система водостока с белокаменными водометами. В документ вошло художественное оформление и облик фасадов образца XV века (с учетом реставрационных работ, которые проводились в 1959–1963 годах), материал отделки здания, планировка интерьеров, капитальные стены, своды, столбы и арки из белого камня и кирпича, наружные лестницы и их местоположение. Особо специалисты подчеркнули значимость архитектурно-художественного оформления интерьеров собора. Они описали в предмете охраны арки, капители пилястр, орнаментальную фресковую роспись на откосах окон, белокаменные полы, солею (возвышение пола перед алтарем и иконостасом), оконные рамы и двери, оригинальную фресковую роспись.
Спасский собор Андроникова монастыря — один из древнейших храмов, сохранившихся на территории Москвы, и один из первых образцов русского церковного каменного зодчества. Старше него только два памятника на территории Кремля — церковь Рождества Богородицы на сенях и подклет Благовещенского собора.
Спасский собор отличает то, что он открыт для посетителей и в нем ведутся регулярные службы.
Примечательно, что православные храмы позднейших периодов во многом повторяют его облик и композицию. Фактически создатели этого сооружения заложили основные тенденции развития русской архитектуры на несколько столетий вперед.
Теперь любые реставрационные работы для этого памятника зодчества могут проводиться только в соответствии с утвержденным предметом охраны и по согласованному Мосгорнаследием проекту.