«Бороться и искать, найти и не сдаваться»: Главархив — о Вениамине Каверине в день его 120-летия

19 апреля 2022, 09:00«Бороться и искать, найти и не сдаваться»: Главархив — о Вениамине Каверине в день его 120-летияПисатель, драматург, сценарист В.А. Каверин (портрет). Фото М. Окушко. 1970 год. Главархив Москвы

Многие читатели знают его по таким произведениям, как «Два капитана» и «Открытая книга».

120 лет назад родился писатель, драматург и сценарист Вениамин Каверин. Многие читатели знают его по таким произведениям, как «Два капитана» и «Открытая книга». Писатель работал в различных жанрах, среди которых рассказ и очерк, мемуары, сказки и пьесы. В Главном архивном управлении города Москвы хранятся материалы, благодаря которым можно больше узнать о его жизни и творчестве.

Настоящее имя автора — Вениамин Зильбер, фамилия Каверин в качестве псевдонима была взята из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Так звали одного из гусаров.

Вениамин Каверин родился 19 апреля 1902 года в Пскове в семье капельмейстера военного оркестра Абеля Зильбера и владелицы музыкальных магазинов Ханы (Анны) Дессон. С 1912 года 10-летний Вениамин обучался в губернской гимназии, куда поступил не без труда, поскольку не один раз проваливал вступительный экзамен по арифметике. В гимназии мальчик проучился несколько лет, а затем семья переехала в Москву. Сблизившись с литературными кругами, будущий писатель уехал на поиски себя в Петроград, который для него был любимым городом.

В 1920 году он поступил в Центральный институт живых восточных языков и одновременно в Петроградский университет (с 1924 года — Ленинградский государственный университет) на историко-филологический факультет.

Членом литературной группы «Серапионовы братья» Вениамин Каверин стал в 1922-м. Среди ее участников были молодые писатели Константин Федин, Михаил Слонимский, Николай Тихонов, Михаил Зощенко, которые выступали за аполитичность в искусстве. При этом одни предпочитали авантюрные сюжеты западной литературы, а другие — традиции русской классики. Но никому из них так и не удалось остаться в стороне от событий эпохи.

Судьба Вениамина Каверина и характеры его литературных героев во многом автобиографичны и неразрывно связаны с Россией XX века. В своих книгах писатель рассказывал об отважных ученых, путешественниках, летчиках и представителях других профессий.

В 1929 году Вениамин Каверин защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского» и выпустил одноименную книгу. Талант автора и его работу о востоковеде, популяризаторе научных знаний, одном из организаторов отечественной журналистики, полиглоте, редакторе и члене Императорской академии наук Осипе Сенковском высоко оценил Максим Горький.

В 1930-х годах Вениамин Каверин много ездил по стране, знакомился с участниками грандиозного строительства первых пятилеток, публиковал очерки. В это время вышла первая часть знаменитой книги «Два капитана». Приключенческий роман, который выдержал около 100 изданий, стал символом любви и верности, дружбы и благородства, победы добра над злом.

В период Великой Отечественной войны Вениамин Каверин работал военным корреспондентом на Северном флоте. А в мирные послевоенные десятилетия он написал такие произведения, как «Открытая книга», «Семь пар нечистых», «Перед зеркалом», «Освещенные окна», собрания сочинений в шести и восьми томах. Многие из них написаны под влиянием человеческого и профессионального подвига старшего брата — создателя советской школы иммунологии и вирусологии Льва Зильбера.

В 1989 году Вениамин Каверин дождался выхода итогового романа своей жизни «Эпилог». Книга с трудной судьбой, десятилетие пролежавшая в столе, раскрывает гражданскую позицию автора, для которого характерна приверженность патриотизму, совести и справедливости.

Также в Центральном государственном архиве города Москвы сохранилась переписка Вениамина Каверина и поэта, переводчика, литературоведа Льва Озерова, которая отражает их размышления о положении культуры в жизни общества в 1980-е годы. «Мне очень по душе Ваше стремление говорить с людьми начистоту, а заодно с этим вырвать их из круга губительного равнодушия и не менее губительной разъединенности», — писал Лев Озеров.

 

 

Источник

Добавить комментарий