6 июня 2022, 07:01День рождения поэта. Гуляем по московским адресам ПушкинаВ.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827 год
6 июня исполняется 223 года со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. О московских улицах и домах, которые хранят память о классике, — в материале mos.ru.
Со столицей связаны ключевые события в судьбе Пушкина: здесь он родился, познакомился и венчался с Натальей Гончаровой, создал и впервые прочитал некоторые из своих великих произведений, посещал клубы и играл в карты. Рассказываем о московских улицах, по которым он спешил на балы и встречи, домах, где жил поэт, его родственники и друзья.
В XIX веке считалось, что Пушкин появился на свет в Петербурге, потом — что в имении его бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в селе Захарово под Москвой. Эта версия просуществовала до тех пор, пока не была найдена запись в метрической церковной книге, которая хранится в Главном архивном управлении Москвы. Согласно ей, Александр Сергеевич родился 6 июня (27 мая по старому стилю) 1799 года в доме на перекрестке Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка. Исследователи до сих пор спорят, где именно стоял этот дом. Надежных свидетельств не осталось: семья Пушкиных за время жизни в Москве с 1798 по 1812 год переезжала 12 раз. Бывало так, что за один год они меняли три квартиры. За это время у Пушкиных родилось шестеро детей.
Еще одно знаковое место, связанное с детством поэта, — переулок Огородная Слобода, где прошло несколько его детских лет. С 1801 по 1807 год Пушкины жили на Большой Хомутовке (сейчас это Большой Харитоньевский переулок), входившей в бывшую Огородную слободу. Эта улица тянется от Чистопрудного бульвара к Садовой-Черногрязской. Во времена пушкинского детства бульвара еще не существовало, на месте разобранных в XVIII веке стен Белого города был пустырь, по которому протекал, образуя Чистый пруд, ручей Рачка, впадавший в Москву-реку.
Здесь, «у Харитонья в переулке», вернее, на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков, Александр Сергеевич поселил тетю Татьяны Лариной в «Евгении Онегине». По-видимому, с этим местом у писателя были связаны самые теплые детские воспоминания.
Неширокие тихие улочки и переулки Огородной слободы были тесно застроены деревянными домами в один-два этажа. В глубине дворов, обычно отгороженных от улицы заборами, располагались многочисленные флигели, службы, разнообразные хозяйственные постройки. К началу XIX века это место стало центром литературной жизни Москвы: здесь у друзей и знакомых бывали Василий Жуковский, Николай Карамзин, Михаил Херасков и другие. Отец поэта Сергей Пушкин, близко знакомый со многими литераторами, часто принимал их у себя.
Недалеко от этого места — на Старой Басманной улице в 1820-х годах жил поэт Василий Львович Пушкин — дядя Александра Сергеевича и его первый литературный наставник. Сейчас в этом доме располагается Дом-музей В.Л. Пушкина. В гостиной Василия Львовича собирался цвет московской литературы — здесь бывали баснописец Иван Дмитриев, писатель, журналист и издатель Петр Шаликов, критик, историк и переводчик Петр Вяземский. Пушкин впервые читал в гостиной у дяди свое сочинение, которое потом было напечатано под названием «Путешествие в Арзрум».
Еще одно свое произведение — поэму «Полтава» Пушкин впервые читал в 1829 году в доме Шереметевых на Поварской улице, где часто бывал. Чтение поэмы проходило в квартире полковника в отставке Сергея Киселева на втором этаже дома. Слушателями были Петр Вяземский, путешественник Федор Толстой и молодой поэт и офицер Александр Башилов. В июле 1833 года Башилов в письме к Пушкину вспоминал, как тот поощрял его на «поприще словесности» и первым способствовал его поэтическому развитию.
В «Евгении Онегине» поэт упоминает еще одно место, в котором он любил бывать, — Английский клуб в бывшей усадьбе Разумовских (сегодня в этом здании располагается Музей современной истории России). Специального упоминания в «энциклопедии русской жизни» удостоились львы на воротах перед зданием. Первый в Москве джентльменский клуб, центр дворянской общественной и политической жизни, открылся в 1829 году на улице Большая Дмитровка (дом не сохранился). На Тверскую он переехал в апреле 1831-го.
Среди членов клуба в разное время были Петр Чаадаев, Николай Карамзин, Василий Жуковский, Денис Давыдов, Лев Толстой. Дам сюда не допускали. Слава о роскоши здешних обедов гремела по всей Москве, а шум политических дискуссий отзывался в комедиях. «Шумим, братец, шумим!» — говорит Репетилов в «Горе от ума» Александра Грибоедова.
Основными занятиями членов организации были карточные игры и чтение книг из большой библиотеки. Известен факт, что именно в Английском клубе Александр Сергеевич проиграл огромную сумму — 24 тысячи с лишним рублей.
Своей склонности к карточной игре Пушкин потакал, наведываясь к профессиональному игроку помещику Серпуховского уезда Московской губернии Василию Семеновичу Огонь-Догановскому. Свою квартиру в доходном доме генеральши Глебовой-Стрешневой (современный адрес — Большая Дмитровка, дом 7/5) тот превратил в игорный клуб, за которым даже был установлен полицейский надзор. Здесь Пушкин в 1830 году проиграл хозяину 25 тысяч рублей.
По мнению исследователей повести Пушкина «Пиковая дама», в образе «славного Чекалинского» Пушкин дал почти портретную характеристику Огонь-Догановского: «Он был человек лет шестидесяти, самой почтенной наружности; голова покрыта была серебряной сединою; полное и свежее лицо изображало добродушие; глаза блистали, оживленные всегдашнею улыбкою».
Свою будущую жену Наталью Гончарову классик впервые увидел в декабре 1828 года на балу в доме Кологривовых (современный адрес — Тверской бульвар, дом 22). Здесь устраивал свои балы знаменитый учитель танцев Петр Андреевич Йогель, который умел сделать так, чтобы все беспрерывно веселились и танцевали. Это здание не сохранилось.
«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в обществе. Я полюбил ее, голова моя закружилась, я сделал ей предложение», — рассказывал поэт о Наталье Гончаровой в одном из писем.
Венчание состоялось 18 февраля 1831 года в храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот. Пушкину был 31 год, Гончаровой — 18 лет. В церковь пропускали только родных и близких по пригласительным билетам. Полиция у входа строго наблюдала за порядком. Во время обряда, как рассказывали присутствовавшие, поэт нечаянно задел аналой, с него упали крест и Евангелие, а при обмене кольцами одно из них тоже упало на пол и погасла свеча. Пушкин побледнел и при выходе из церкви сказал: «Tous les mauvais augures!» (в переводе с французского — «Все плохие предзнаменования!»)
Несколько месяцев после свадьбы молодожены прожили в доме дворянской семьи Хитрово на Арбате, где Пушкин снял или, как говорилось в его времена, нанял пять комнат. Сегодня в этом доме (улица Арбат, дом 53) располагается Мемориальная квартира А.С. Пушкина.
Квартира Пушкиных находилась на втором этаже. 27 февраля (по старому стилю) 1831 года они давали здесь первый бал. «Пушкин славный задал вчера бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они как два голубка. Дай бог, чтобы всегда так продолжалось», — писал дипломат Александр Булгаков, живший по соседству.
Однако вскоре чета переехала в Царское село под Петербургом. Это произошло по желанию поэта, так как он хотел жить как можно дальше от родственников жены, в частности от ее матери.
Главное здание Государственного музея А.С. Пушкина (улица Пречистенка, дом 12/2) в бывшей усадьбе Хрущевых-Селезневых сегодня является главным московским местом памяти о поэте. В собрании музея хранятся мемориальные предметы, связанные с Пушкиным, его семьей и людьми из его окружения.
В 1814 году усадьба, принадлежавшая прежде князьям Барятинским и часть которой была разрушена во время войны с Наполеоном, купил гвардии прапорщик в отставке Александр Петрович Хрущев. Через несколько лет на месте недавнего пепелища архитекторы Д.И. Жилярди и А.Г. Григорьев возвели красивый ампирный особняк, который окружили многочисленные служебные постройки и небольшой сад с павильоном. Московское дворянство с удовольствием ездило к Хрущевым на балы, званые вечера и обеды. Документально подтвержденных сведений о том, что Пушкин, часто бывавший в этой части Москвы, посещал и этот дом, нет. Однако, учитывая обширные связи Хрущевых, можно предполагать, что поэт тоже бывал здесь.