25 мая 2022, 07:01Электромобили и беспилотники: подать заявку на тестирование инноваций в транспорте Москвы стало еще прощеФото Е. Самарина. Mos.ru
Прием заявок от стартапов открыт круглосуточно, каждая анкета рассматривается в индивидуальном порядке. Прежде предложить свою технологию для тестирования в городском транспорте можно было только в рамках акселерационных программ, которые проходили пару раз в году.
Научить беспилотный автомобиль считывать сигналы городских светофоров, оценить удобство сети зарядных станций для электромобилей и испытать на деле интеллектуальные транспортные системы, которые помогают регулировать дорожное движение в городе. Создателям инновационных проектов станет еще проще знакомиться с транспортной инфраструктурой города и испытывать свои разработки в реальных условиях.
Фонд «Транспортные инновации Москвы» создал собственную «песочницу» для стартап-проектов. Регулятивной песочницей в мировой практике называют особый правовой формат взаимодействия частных компаний и регулятора (ведомства, госучреждения). Он позволяет на практике протестировать новые технологии и продукты, для которых нет еще нормативной базы, без нарушений действующего законодательства.
Раньше предложить свое решение для испытания в городском общественном транспорте можно было только в рамках специальных акселерационных программ фонда. Они проходили в среднем два раза в год с конкретным запросом (например, поиск технологий для оптимизации дорожной системы и снижения количества дорожно-транспортных происшествий).
Теперь подать заявки на тестирование можно в любое время вне зависимости от сферы применения инновации, будь то беспилотный транспорт или цифровизация транспортных услуг. Это значит, что фонд сможет обрабатывать еще больше анкет и, соответственно, организовывать больше пилотных проектов. Запросы московского транспорта на внедрение той или иной высокой технологии будут отрабатываться оперативно, а не только во время сбора заявок на акселератор.
«Фонд “Транспортные инновации Москвы” занимается поиском и внедрением технологий в структуру московского транспорта. Мэр Москвы поставил задачу запускать как можно больше современных сервисов, благодаря которым растет комфорт передвижения по городу. Инфраструктура для электромобилей, искусственный интеллект, собирающий информацию о ситуации на дорогах, умные алгоритмы, которые в режиме онлайн перенаправляют потоки машин и помогают избежать дорожных заторов, тестируются или внедрены в столице при поддержке фонда. Благодаря фонду мы можем поддерживать интересные идеи и развивать российскую транспортную отрасль», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Фонд предоставляет самые разные площадки для тестирования транспортных инноваций. Это перекрестки, пешеходные переходы, парковки, станции метро, автобусы, трамваи и электробусы. Создан проект, который обеспечит электротранспорту удобную сеть зарядок и накопителей энергии? Или ваша компания способна развить в столице систему V2I (vehicle to infrastructure, что в переводе с английского означает «транспортное средство для инфраструктуры»), благодаря которой беспилотные автомобили смогут «общаться» с дорожными знаками, щитами объявлений, светофорами и разметкой? Продуманы решения, которые позволят усовершенствовать схемы организации дорожного и пешеходного движения, обезопасить наиболее аварийные участки в городе? А может быть, разработчики готовы предложить решения для защиты окружающей среды или развить инфраструктуру для так называемого микромобильного транспорта — велосипедов, электросамокатов, гироскутеров, моноколес? Фонд рассмотрит любые решения.
Чтобы предложить свои технологии, достаточно заполнить онлайн-заявку на сайте фонда «Транспортные инновации Москвы». В ней необходимо уточнить название компании и описать разработку: в чем заключается ее уникальность и польза, где ее можно применять, каких целей она позволит достигнуть. В том числе в анкете нужно приложить ссылку на презентацию. Попасть в «песочницу» могут только те стартапы, чьи продукты уже готовы к началу тестирования. Стоит рассказать и о тех специалистах, которые принимали участие в создании технологии. У команды должен быть опыт запуска инноваций на корпоративных площадках.
Каждое заявление станут обрабатывать в индивидуальном порядке. Анкеты будут рассматривать до 14 календарных дней. Ответ придет на адрес электронной почты, указанный в заявке. Если город заинтересуется проектом, фонд и стартап согласуют конкретную схему сотрудничества. Сроки проведения пилотного проекта могут варьироваться от одного до нескольких месяцев, все зависит от самой инновации и сферы ее применения. Например, анализ потока людей на пешеходном переходе займет около одних суток, замеры качества воздуха в автобусе — не меньше недели, а тестирование системы безопасности на пешеходном переходе может продлиться 30 дней.
После завершения испытаний специалисты фонда приступят к оценке результатов. Они определят, подтвердились ли заявленные технические характеристики продукта и достигнуты ли цели пилота. Если тестирование окажется успешным, разработку внесут в реестр инновационной продукции транспортного комплекса Москвы. Затем город организует закупочную процедуру и начнет использовать инновацию на постоянной основе.
Проект «Транспортные инновации Москвы» заработал в конце 2020 года. За это время он внедрил более 100 пилотных проектов, например систему мониторинга и управления микроклиматом в общественном транспорте, программу для обнаружения падения пассажиров в автобусах, трамваях и электробусах, а также платформу для роботизации бизнес-процессов кол-центра метрополитена. В конце 2021-го проект был преобразован в фонд «Транспортные инновации Москвы».