Гидроневесомость, сборка «Бурана» и чай у Гагарина. Изучаем новую выставку Музея космонавтики

Смотрим на самую секретную отрасль СССР глазами Александра Моклецова — фотокорреспондента, более 30 лет снимавшего космонавтов на работе, учебе и дома.

В середине XX века, когда СССР начал первые шаги в освоении внеземных пространств, космическая сфера была строго засекречена. С жизнью и работой инженеров, строителей и пилотов, которые двигали науку вперед, советских граждан знакомили избранные журналисты и фотокорреспонденты.

Один из фотографов, благодаря которым мы сегодня можем изучать историю освоения космоса, — Александр Моклецов. Его снимки, сделанные в Центре подготовки космонавтов с начала 1960-х до конца 1980-х, можно увидеть на выставке «История космонавтики в лицах и событиях» в Музее космонавтики. Избранные работы и связанные с ними истории — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Александр Моклецов (1914–1994) с детства увлекался музыкой, играл в духовом оркестре, даже поступил в консерваторию, но окончить ее не успел — началась война. Первые снимки он сделал на фронте, где служил корреспондентом. После войны Александр Моклецов решил посвятить жизнь фотографии. Талант его был признан не только на родине — персональные выставки проходили в Монголии, Бельгии, Финляндии, Индии и других странах.

В 1956 году он стал штатным корреспондентом Совинформбюро, а 12 апреля 1961-го снял старт космического корабля «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту. Так началось его сотрудничество с Центром подготовки космонавтов, которое длилось более 30 лет.

За годы сотрудничества с Центром подготовки космонавтов Моклецов подружился со многими работниками Звездного городка. Космонавты с теплотой называли фотографа дядей Сашей и были рады видеть его не только в рабочей обстановке, но и дома. Одним из них был Юрий Гагарин. Сохранились многочисленные кадры, на которых первый космонавт Земли предстает не в военной форме или скафандре, а в штатском, в окружении семьи или на отдыхе.

Сблизиться Гагарину и Моклецову помогло их общее увлечение — рассказывают, что в отпуске Юрий Алексеевич мог дни напролет проводить у бильярдного стола. Его соперниками становились не только друзья и коллеги, но и профессиональные игроки. Каждый из них отмечал высокий уровень Гагарина. Узнав, что Моклецов тоже увлекается бильярдом, фотограф предложил ему сыграть. И получил серьезного соперника — Гагарин не смог выиграть у Александра Моклецова ни одной партии.

Для государств, не имевших собственной космической программы, советский проект «Интеркосмос» был одной из немногочисленных возможностей отправить представителя своей страны на орбиту Земли. Благодаря ему в космосе побывали пилоты из Франции, Вьетнама, Чехословакии, Индии, Венгрии, Монголии, с Кубы и из других стран. Последним из космонавтов, поучаствовавших в программе, стал афганский пилот Абдул Ахад Моманд. Его отправление с Байконура запечатлел Александр Моклецов.

За единственное место в отряде космонавтов в Афганистане развернулась жесткая борьба — на него претендовали более 400 человек. Капитан ВВС Афганистана Абдул Ахад Моманд изначально выглядел явным фаворитом: от остальных соискателей его выгодно отличало свободное владение русским языком. Говорить, читать и писать по-русски он научился во время учебы в Киевском и Краснодарском авиационных училищах. Старт корабля «Союз ТМ-6», в экипаж которого он вошел, был запланирован на 29 августа 1988 года.

После нескольких дней на орбите на Землю Моманд возвращался в составе экипажа корабля «Союз ТМ-5». В бортовой компьютер аппарата была заложена неверная программа посадки, из-за которой Моманду и его коллеге Владимиру Ляхову пришлось провести в спускаемом аппарате лишние сутки. Но полет закончился удачно, и 7 сентября 1988 года космонавты вернулись на Землю. За проявленные героизм и мужество Моманд был удостоен звания Героя Советского Союза.

18 марта 1965 года на Землю вернулся корабль «Восход-2» с Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым на борту. Из-за отказа автоматической системы приземления космонавты сажали аппарат вручную посреди алтайской тайги. Почти двое суток Леонову и Беляеву пришлось в буквальном смысле слова выживать в ожидании спасения.

С тех пор важным пунктом в программе подготовки космонавтов стали тренировки по выживанию в экстремальных условиях. Приземление в пустыне, глухом лесу, горах и океане — к каждой из этих внештатных ситуаций покорителей космоса готовили еще на Земле. Александр Моклецов участвовал в изнурительных тренировках вместе с космонавтами и привозил из таких командировок потрясающие кадры.

Другая важная задача в предполетной подготовке — адаптация космонавтов к работе в открытом космосе. На Земле очень сложно воссоздать такие условия, поэтому наиболее эффективной тренировкой считается работа в гидроневесомости. Для этого космонавты в полном обмундировании погружаются в бассейн глубиной около 10 метров. Сегодня такие тренировочные площадки существуют лишь в четырех странах — в России, США, Китае и Германии.

Одним из самых амбициозных проектов советской космонавтики, который так и не реализовал свой потенциал, был многоразовый космический корабль «Буран». Его создали в ответ на программу НАСА «Спейс шаттл». Власти СССР опасались, что вместительные американские корабли могли использоваться в военных целях — их грузоподъемность позволяла нести на борту несколько единиц ядерного оружия.

Над созданием корабля трудились более тысячи человек, которые разработали свыше 200 новых технологий. Одной из ключевых особенностей была способность корабля совершать посадку в полностью автоматическом режиме. В 1980-е годы Александр Моклецов побывал в цехах Тушинского машиностроительного завода, где собирали корабль.

«Буран» впервые взлетел 15 ноября 1988 года. Несмотря на трудности и непростые погодные условия, он совершил два витка вокруг Земли и вернулся на космодром. Такой результат позволял руководителям проекта строить большие планы на будущее. «Буран» был рассчитан на 100 отправок в космос, а в 1991-м планировался дебютный полет его корабля-близнеца «Буря».

Планам не суждено было сбыться — гонка вооружений осталась позади, и власти посчитали эту работу экономически нецелесообразной. После распада Советского Союза, в 1993 году, проект «Буран» был заморожен.

Эти и другие работы можно увидеть на выставке «Александр Моклецов. Истории космонавтики в лицах и событиях», которая открыта до 5 июля.

Источник

Добавить комментарий