Главархив рассказал о правилах в московском транспорте в 1958 году

7 июня 2022, 09:02Главархив рассказал о правилах в московском транспорте в 1958 годуВ салоне троллейбуса, следующего по Манежной площади. Фото Г. Корабельникова. 1961 год. Главархив Москвы

Документы рассказывают, в какую дверь автобуса разрешалось входить с ребенком, на каком транспорте можно было поехать в парк с лыжами и сколько стоила поездка на «Победе».

За последние 100 лет московский транспорт неоднократно менялся, расширялся, а для людей создавали все более комфортные условия. 16 июня 1958 года Моссовет решением № 36/38 утвердил новые правила пользования городским транспортом. Это решение стало одним из важнейших для организации ежедневной работы с многомиллионным пассажиропотоком. В Главархиве Москвы хранятся документы, благодаря которым можно узнать о повседневной жизни города в то время.

В 1958-м московский транспорт сильно отличался от современного. Город был покрыт сетью троллейбусных проводов, а знакомый скрип по путям возвещал приближение трамвая. По улицам только начали ездить новые пассажирские такси «Волга» ГАЗ-21, были и грузовые машины для перевозки мебели и крупного багажа. Не было лишь маршрутных такси — развитие маршруток началось в 1960-е после троекратного увеличения территории Москвы. Что же должен был знать житель или гость столицы, решивший воспользоваться услугами метро, наземного транспорта или такси?

Прежде всего, в автобус, троллейбус и трамвай надо было правильно войти. В удлиненные трамвайные вагоны и троллейбусы нового образца, имевшие по три двери, войти можно было через среднюю дверь в порядке очереди. Соответственно, выход из двухдверных транспортных средств разрешался только через переднюю дверь, а из трехдверных — через переднюю и заднюю.

Входить через двери, предназначенные для выхода, могли пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, маломобильные граждане и пенсионеры. Последним для входа требовалось сразу предъявить документ, подтверждающий право на льготу. Среди групп с правом бесплатного проезда были также члены Всероссийского общества слепых и люди, у которых отсутствовали обе руки. Сотрудники милиции в форменной одежде могли бесплатно проезжать в трамваях и троллейбусах по старой традиции, ведущей свою историю еще с 1920-х годов. Им же, кстати, разрешался вход через передние двери в прицепные вагоны трамвая.

Места для представителей льготных категорий пассажиров выделяли в передней части общественного транспорта: в трамваях — 12 передних (но только в моторном вагоне), в троллейбусе — шесть передних по левой стороне салона, в автобусе — девять передних. Еще одна интересная деталь: во время движения транспорта окна разрешалось открывать только на правом борту, обращенном к тротуару (вероятно, в целях безопасности дорожного движения).


Традиционным для московского транспорта был запрет на провоз длинномерного и громоздкого багажа, но габариты были несколько разными для наземного транспорта и метро. Причем правила подземки были намного либеральнее: в поездах метро запрещалось провозить громоздкий багаж размером более чем 100 на 40 на 30 сантиметров или длиной свыше 225 сантиметров.

А вот в автобусе и троллейбусе нельзя было ехать с грузом размером более чем 75 на 50 на 30 сантиметров или длиной свыше 150 сантиметров. Самый старый из видов московского транспорта — трамвай — имел и самые лояльные правила провоза багажа. Запрещался провоз вещей массой более 50 килограммов или длиной свыше одного метра при ширине 50 сантиметров и более. Таким образом, горожане могли провозить лыжи в метро и трамвае. Кстати, в прицепной вагон последнего они тоже могли входить через переднюю дверь.

Знаменитое зеленоглазое такси стало привычным атрибутом городских улиц. Зеленый огонек под лобовым стеклом означал, что машина свободна. Вызвать такси можно было по телефону через бюро заказа, взять на стоянках в порядке живой очереди или остановить, подняв руку. Голосовать разрешалось в 200 (а в реальности — в 300) метрах от стоянки таксомоторов.

С учетом модели варьировалась и вместимость. В легковые машины марки «Москвич» запрещалось сажать более трех пассажиров, в «Победу» и «Волгу» можно было уместиться вчетвером, а в ЗИМ или ЗИЛ-110 — уже вшестером. Модель машины влияла на стоимость поездки. За один километр пробега «Москвича» взималась плата в размере одного рубля, а за более статусную модель цена составляла уже рубль с полтиной, причем оплата за поездку за город взималась заранее.

Если такси отъезжало на расстояние до 55 километров от центра Москвы, то это считалось поездкой за город. Конечными пунктами для таксомоторов были, например, Бронницы, Ногинск, Софрино, Монино и Истра. Дальше — только на электричке.

Выходили из машины после ее полной остановки и исключительно с правой стороны, а не на проезжую часть. Особенностью всех видов транспорта были правила, предписывающие не петь и не высовываться из окон.

Источник

Добавить комментарий