Главархив рассказал о реформе профессионально-технического образования 1969 года

23 июня 2022, 11:01Главархив рассказал о реформе профессионально-технического образования 1969 годаНа занятиях в слесарной мастерской профессионально-технического училища No 31, справа — старший мастер производственного обучения А. Цесарский. Фото В. Богданова. Март 1970 года. Главархив Москвы

В 1966–1968 годах профтехучилища подготовили свыше 109 тысяч квалифицированных рабочих для предприятий промышленности, сфер транспорта и бытового обслуживания. Тогда же были предприняты меры по укреплению материальной базы, повышению уровня подготовки преподавательского состава и расширению сети профтехучилищ.

Вопрос о выборе будущей профессии всегда был актуальным для учащихся школ Москвы. Основы современных подходов были заложены в конце 1960-х годов, когда в сфере профессионально-технического образования удалось достичь значительных успехов. 

Документы Моссовета, сохранившиеся в фондах столичного Главархива, рассказывают о комплексном улучшении системы профтехнического образования в нашей стране, а также о том, как в школах появились станки и мастерские, а училища стали выпускать специалистов.

В 1969 году профессионально-техническое образование в Москве можно было получить в 146 училищах. Обучение в них проходило более 54 тысяч человек. В 1966–1968 годах профтехучилища подготовили свыше 109 тысяч квалифицированных рабочих для предприятий промышленности, сфер транспорта и бытового обслуживания. Тогда же были предприняты меры по укреплению материальной базы, повышению уровня подготовки преподавательского состава и расширению сети профтехучилищ. Проводилась и экспериментальная работа: создавались заведения, в которых учащиеся наряду с освоением профессии продолжали свою общеобразовательную подготовку.

Вопрос улучшения системы профтехнического образования стоял на тот момент весьма серьезно, что подтверждает постановление Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) и Совета Министров СССР, которое есть среди документов Главархива Москвы. Согласно совместному постановлению Моссовета и бюро Московского городского комитета КПСС, в 1969 году началась разработка плана по преобразованию профессионально-технических учебных заведений в училища. 

Окончив восемь классов школы, учащийся мог начать осваивать профессиональные навыки. Городскому управлению профтехнического образования поручили увеличить количество спортивных секций, кружков технического и художественного творчества.

В то же время актуальным оставался кадровый голод — недостаток преподавателей в ряде училищ. Специалистов с высшим образованием и мастеров производственного обучения со средним специальным или высшим образованием начали активно привлекать к работе в училищах. Разрабатывались новые методы по переподготовке инженерно-педагогических работников. Все преподаватели знакомились с новыми достижениями науки и техники, организацией производства, а также с опытом новаторов и передовиков производства.

Уделялось внимание и трудоустройству выпускников школ. Так, исполкомы районных советов Москвы помогали обучающимся в получении соответствующих производственных профессий через систему профтехобразования. Отмечалось, что значительная часть молодежи приходит работать на производство, не имея профессионального образования. Проблемой также был износ оборудования. В обязательном порядке для нужд учебных заведений начали выделять необходимую технику, приборы и инструменты. Более пристальное внимание стало уделяться и производственной практике — учащимся предоставлялись штатные рабочие места в цехах и на строительных объектах, где будущих рабочих знакомили с техникой и технологией производства.

Учебным заведениям профтехнического образования в вопросах воспитательной работы содействовали профсоюзные организации базовых предприятий. Для учащихся открывались двери дворцов и домов культуры, библиотек, стадионов, спортивных залов и туристических баз. Они могли посещать их наравне с работниками предприятий.

Более 200 профессий

К 1970-м годам удалось открыть достаточное количество училищ и техникумов. Перспективный план на 1971–1975 годы по развитию в Москве сети профтехобразования и сегодня служит примером эффективной подготовки специалистов. Современные колледжи столицы оснащены всем необходимым оборудованием и тренажерами. Студенты обучаются более чем по 200 профессиям и специальностям. Проекты московского профессионального образования «Профессиональное обучение без границ» и конкурс профессионального мастерства «Молодые профессионалы» развиваются в соответствии с новыми требованиями и запросами. Основы современной профориентации отражены в документах, опубликованных Главархивом Москвы.

Подать заявление на поступление в столичный колледж можно с 20 июня по 15 августа включительно на портале mos.ru. Прием документов на обучение по специальностям, которые требуют наличия определенных творческих способностей, физических или психологических качеств открыт до 10 августа.





Источник

Добавить комментарий