Главный онколог Москвы — о ранней диагностике и современном лечении рака

4 февраля 2022, 10:01Главный онколог Москвы — о ранней диагностике и современном лечении ракаПоделитьсяФото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

4 февраля — Всемирный день борьбы с раковыми заболеваниями. Какие факторы могут влиять на развитие онкозаболеваний и можно ли излечиться от рака навсегда? Отвечает главный онколог Департамента здравоохранения Москвы Игорь Хатьков.

Столичные медики уверены, что рак — это не приговор, а полное выздоровление, особенно если начать лечение как можно раньше, абсолютно реально. Тем более московская медицина сегодня не уступает мировой и ехать лечиться заграницу уже не требуется. В конце 2019 года в Москве начали внедрять новый стандарт онкологической помощи. Теперь пациентов лечат в специализированных онкоцентрах, организованных на базе шести крупных стационаров, где больные проходят все этапы — от обследования до терапии. И даже в условиях пандемии онкологическую помощь в столице оказывают в полном объеме.

Главный онколог Департамента здравоохранения города Москвы, директор Московского клинического научного центра имени А.С. Логинова Игорь Хатьков в интервью mos.ru рассказал, как изменился подход к лечению онкозаболеваний в столице, можно ли избавиться от рака навсегда и почему так важна ранняя диагностика.

Как изменились подходы к лечению онкологических заболеваний за последние годы?

— Подходы кардинально меняются на протяжении последних нескольких десятилетий. Сейчас используется персонифицированное лекарственное лечение, таргетная терапия, иммунотерапия. Развивается высокотехнологичная хирургическая помощь. Врачи могут делать как открытые операции, так и малоинвазивные. Совершенствуется лучевая терапия, появляются все более высокоточные ускорители (аппараты, которые облучают опухоль, подстраиваясь под каждого пациента). С развитием технологий меняется и стратегия лечения.

В последние годы появились новые виды лекарств, которые позволяют в каких-то ситуациях обходиться без хирургического вмешательства или минимизировать его. Это важно для сохранения работы органов, а также с эстетической точки зрения (если опухоль снаружи). С другой стороны, после современной лекарственной терапии можно хирургически удалить опухоли, которые раньше считались неоперабельными.

Сегодня все виды лечения основаны на очень точной диагностике. Это позволяет подбирать конкретные препараты для каждого человека, которые будут эффективны при определенной опухоли.

А в чем заключается новый стандарт онкопомощи? Почему эффективен такой подход?

— В Москве создано шесть многопрофильных онкологических центров, в состав которых вошли и центры амбулаторной онкологической помощи. Амбулаторное и стационарное звено сделали единым целым, и человек все этапы лечения проходит намного быстрее.

Нам проще направить больного на все обследования, которые ему необходимы. В рамках одного учреждения, единой информационной системы, видны все анализы. Данные обследований доступны врачам, можно с ними быстрее ознакомиться. Затем оперативно провести консилиум, где и определяется тактика лечения. В собрании участвуют специалисты как минимум трех специальностей: хирург-онколог, химиотерапевт и специалист по лучевой терапии. При необходимости привлекаются и другие медики, если у пациента есть сопутствующие заболевания: кардиолог, эндокринолог и так далее.

Лечиться за границей все еще модно? На каком уровне оказывают онкологическую помощь в Москве?

— Лечение в Москве находится на очень хорошем мировом уровне. У нас есть пациенты, которые приезжают за границу, и им говорят: «Зачем вы сюда приехали, у вас это делают не хуже». Бывает, что-то и лучше, особенно хирургия. Лекарственное обеспечение тоже на самом высоком уровне.

Конечно, это выбор пациента, он может лечиться за границей и вообще в разных учреждениях. Сотрудники нашего центра только что вернулись с мирового конгресса, который был посвящен лечению опухолей желудочно-кишечного тракта. Поверьте мне, у нас возможности абсолютно соответствуют тому, как сегодня лечат в мире.

Когда чаще всего выявляют онкозаболевание?

— Заболевание диагностируют по-разному. Это может быть во время диспансеризации, когда человек проходит стандартное обследование. Онкологические заболевания на первых стадиях практически не имеют никаких проявлений, поэтому просто важно проходить скрининги и раннюю диагностику. И в Москве для этого созданы все возможности.

Второй вариант — человек приходит на прием, когда его что-то беспокоит. К сожалению, у нас многие люди не обращаются к врачу при первых симптомах. Это может быть потеря веса, уменьшение аппетита, наличие выделений (кровянистые и так далее) — все это требует соответствующих исследований.

После постановки диагноза «злокачественное образование» или подозрения на злокачественное образование человеку делают биопсию и направляют его к онкологу в специализированный центр. Если диагноз подтверждается, то пациент получает помощь по утвержденным стандартам.

Можно ли застраховать себя от онкологических заболеваний? Например, если вести здоровый образ жизни?

— Можно только снизить риск возникновения онкозаболевания. Всемирной организацией здравоохранения на основании больших научных исследований в различных регионах мира утверждены факторы риска, они совершенно банальные. Это курение, алкоголь, ожирение, малоподвижный образ жизни, недостаточное употребление клетчатки. Не так давно добавили чрезмерное употребление термически обработанного красного мяса.

Достаточно исключить эти факторы и соблюдать режим питания — тогда, конечно, риск снижается, даже если есть какая-то предрасположенность, например, если у разных родственников встречались онкологические заболевания. Тогда необходимо исключить факторы риска и проходить регулярные скрининги, чтобы выявить опухоль на ранней стадии.

Какие обследования необходимо проходить всем, чтобы быть спокойными?

— Здесь все стандартизировано. Женщинам с 21 года нужно регулярно показываться гинекологу, делать скрининг рака шейки матки раз в три года, а после 40 лет — выполнять маммографию (раз в два-три года, если все хорошо). С 45 лет всем нужно делать гастроколоноскопию (если все чисто — раз в пять лет), а мужчинам — ПСА-исследование (скрининг на рак простаты раз в один-два года).

Кроме того, курильщикам со стажем от 10 лет, даже если они бросили, в любом возрасте показана компьютерная томография легких. Это базовые скрининговые программы, которые выявляют наиболее часто встречающиеся онкологические заболевания.

Можно ли вылечиться от рака раз и навсегда? Случалось ли такое в вашей практике?

— Да, у нас много таких случаев. При этом вероятность излечиться от онкологических заболеваний выше, если начать лечение на более ранней стадии. У нас есть в практике случаи, когда излечивались даже при запущенных стадиях, но это требует больше физических и моральных усилий, больше лекарственного лечения, хирургических вмешательств. После выздоровления за пациентом еще наблюдают, стандартно это длится пять лет. Затем человеку рекомендуют обращаться к онкологам только при возникновении жалоб.

Можно ли прогнозировать выздоровление? Почему пожилой курильщик может жить с онкозаболеванием годами, а молодой спортсмен сгореть за полгода?

— Прогнозировать можно, но 100-процентного в медицине ничего нет. В целом есть определенные критерии, на основании которых можно предполагать, будет опухоль быстро развиваться или нет.

Зачастую у молодых людей онкологические заболевания протекают более агрессивно, чем у пожилых, особенно в старческом возрасте. Скорость развития опухоли зависит от того, из каких клеток она состоит. Чем больше они дифференцированы (похожи на нормальные клетки органа, где они образовались. — Прим. mos.ru), тем медленнее будет развиваться заболевание.

Всегда нужно придерживаться точных стандартов лечения, независимо от прогнозов, которые могут быть обманчивы. Бывает, что в пожилом возрасте быстро прогрессирует опухоль. Еще у нас есть очень хорошие результаты лечения молодых пациентов.

Насколько важен психологический настрой для лечения онкологических заболеваний?

— На ход лечения любого заболевания влияет эмоциональное состояние пациента. Нужно довериться врачам, слушать рекомендации, но при этом жить обычной жизнью. Работать, отдыхать, решать бытовые вопросы, путешествовать, просто периодически отвлекаясь на курсы лечения. Это тоже помогает достигать лучших результатов.

С пациентами при необходимости занимаются психологи и психиатры. Кроме того, для москвичей есть онкопомощники. Они помогают придерживаться стратегии лечения.

Как пандемия повлияла на работу онкологов и их пациентов?

—Оказание онкологической помощи в пандемию не пострадало. Мы не остановили оказание помощи пациентам с онкологическими заболеваниями. Более того, значительно увеличилось количество оказанной высокотехнологичной помощи. Еще в первую волну мы максимально сократили контакты пациентов, выписывали лекарства на более длительные сроки, чтобы пациенты не приходили за рецептами лишний раз. Сейчас продолжаем работать по отработанным схемам.

Насколько опасен коронавирус для онкобольных? Могут ли они вакцинироваться?

— Да, вакцинация крайне важна. Практически во всех случаях онкологическим больным можно делать прививку. Люди с онкозаболеваниями по-разному переносят коронавирус. Но совершенно точно: любая инфекция, даже самая легкая, препятствует проведению любой системной терапии — хирургической, лучевой или лекарственной. Поэтому риск для пациентов большой, если задерживается специализированное лечение.

Источник

Добавить комментарий