6 декабря 2021, 07:01Гуляем по Большой Дмитровке. Где танцевала Айседора Дункан и жил доктор ЖивагоПоделиться
Превращаем прогулку по одной из центральных улиц в путешествие по истории Москвы.
Начиная с XVII века на Большой Дмитровке стала селиться московская знать: Долгоруковы, Голицыны, Урусовы, Салтыковы. Позднее их усадьбы стали переходить в руки купечества. С фронтонов исчезли дворянские гербы, а на стенах появились вывески новых домовладельцев: Хлудовых, Солодовниковых, Ляпиных.
В конце XIX века Большая Дмитровка стала одной из самых шумных ночных улиц Москвы. В Богословском (сейчас — Петровском) переулке был Театр Корша (сегодня в этом здании располагается Театр наций), куда по вечерам съезжались извозчики. Они занимали весь переулок и становились по бокам Большой Дмитровки в ожидании зрителей, выходивших после окончания спектаклей.
Улица получила свое название в честь Дмитровской слободы, которая сформировалась здесь к XIV веку. В 1920-х она носила имя французского революционера Эжена Потье, а с 1937 по 1994-й — поэта Александра Пушкина. Сегодня Большая Дмитровка считается одной из театральных улиц Москвы — на ней расположен Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Московский театр оперетты и новая сцена Большого театра.
Улица Большая Дмитровка, дом 6
Театральная история здания, в котором находится Московский театр оперетты, началась в конце XIX века. До этого здесь был магазин, а еще раньше усадьба Щербатовых — Шаховских. В 1863 году ее приобрел один из самых богатых купцов столицы — Гаврила Солодовников. Главный дом он перестроил и открыл в нем магазин Au bon marché (в переводе с французского — «По доступным ценам»). 20 лет спустя Солодовников заказал Константину Терскому перестроить здание под театр. В четырехэтажном доме разместился пятиярусный зал на 3100 зрителей.
В 1896 году в театре открылась первая в России частная оперная антреприза, которую финансировал Савва Мамонтов. Именно здесь прошли премьеры первых московских постановок опер «Снегурочка» и «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, «Хованщина» Модеста Мусоргского, «Орлеанская дева» Петра Чайковского и «Каменный гость» Александра Даргомыжского. В этом здании впервые в Москве выступил Федор Шаляпин. А 6 мая 1896 года здесь прошел первый в Москве киносеанс: показали картины братьев Люмьер, в том числе знаменитое «Прибытие поезда на вокзал Ля-Сьота».
В 1907 году театр сгорел. Восстанавливал здание мастер московского модерна Траугот Бардт. Год спустя здесь открылся Оперный театр Зимина, где также показывали балетные постановки — здесь выступала труппа Михаила Фокина, танцевали Матильда Кшесинская и Айседора Дункан. После Октябрьской революции театр много раз менял название. Московский театр оперетты располагается в здании с 1961 года.
Улица Большая Дмитровка, дом 8, строения 1–3, 6
История усадьбы Мясоедовых также связана с театром. В 1829 году в главном здании разместилась Дирекция императорских театров, а год спустя открылась Московская театральная школа. В разное время в доме проживала актриса Гликерия Федотова, актер Михаил Щепкин, директор императорских театров Владимир Теляковский. В 1895 году племянник бывшего владельца дома Лев Толстой прочитал здесь артистам Малого театра только что написанную пьесу «Власть тьмы».
После 1917 года в доме располагалось Управление государственными театрами и Комитет охраны государственных иностранных инструментов. С 1948 года в главном здании находится Государственная театральная библиотека, переименованная позднее в Российскую государственную библиотеку искусств. В пристройках и флигелях были квартиры певцов Надежды Обуховой и Ивана Козловского, артиста балета Виктора Смольцова и историка-востоковеда Бориса Заходера.
Двухэтажное главное здание усадьбы в стиле классицизм было построено в середине XVIII века на месте боярских палат, вероятно, по проекту Матвея Казакова. Центральную часть фасада украшает ризалит с пилястровым портиком. Усадьба носит имя своего первого владельца — тайного советника Николая Мясоедова. После пожара 1812 года усадьбу приобрел коллекционер старинных рукописей и книг Федор Толстой. При нем главное здание реконструировали.
Улица Большая Дмитровка, дом 12/1, строения 1 и 3
К роману «Доктор Живаго» Бориса Пастернака здание отношения не имеет, но доктор по фамилии Живаго здесь действительно жил. До 1917 года домом владел врач Александр Живаго, потомок купеческой фамилии. Он был страстным библиофилом и коллекционером — его собрание египетских древностей после Октябрьской революции было передано в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Сам Александр Живаго поступил на работу в музей, где проводил экскурсии и читал лекции по истории Востока до 1940 года. В 1952-м, во время работы над романом, Борис Пастернак узнал от литературоведа Сергея Дурылина о существовании реального доктора Александра Живаго.
«Особенно фантастическим было для меня сообщение о действительном, невымышленном докторе Живаго, существование которого было для меня неведомо», — писал он в своем письме.
Архитектурная история дома в том виде, в котором мы знаем его сегодня, началась в 1884 году, когда его перестроил Семен Эйбушиц. Здание приобрело черты неоклассического стиля. Фасады украсили рустом, окна — лепными наличниками. Правда, в то время дом был трехэтажным — четвертый этаж надстроили в советское время.
В конце XIX — начале ХХ века первый этаж арендовали магазины, среди которых был винный, «Ноты» и «Случайные вещи». Остальные этажи занимали квартиры.
Улица Большая Дмитровка, дом 22, строение 1
Это здание часто относят к стилю модерн, хотя формально оно относится к эклектике. Фасад украшен тремя треугольными эркерами и арочными нишами с балконами. Эркеры и стены облицованы темно-коричневой керамической плиткой, которая контрастирует со светлыми нишами и колоннадой на уровне пятого этажа. Балконы декорированы лепными и металлическими узорами в стиле модерн. Необычный для своего времени пятиэтажный дом появился в 1904 году на Большой Дмитровке. Проект здания создал архитектор Александр Иванов, построивший в Москве также гостиницу «Националь».
На первом этаже размещались магазины, касса и канцелярия Московского товарищества для ссуды под заклад движимых имуществ, второй этаж занимало представительство компании «Синематографы Теофиль Пате». На пятом располагался шляпный магазин, а остальные этажи занимали просторные квартиры. В них было от пяти до 10 комнат, и они были оборудованы водяным отоплением, ваннами и клозетами. В доме действовали лифты, подвалы занимали складские помещения.
Улица Большая Дмитровка, дом 32, строение 1
Один взгляд на это здание — и можно представить себя где-то в Вене. По крайней мере, архитектор Адольф Эрихсон, работая над проектом, вдохновлялся работой австрийского коллеги Макса Фабиани. Заказчиком дома был Рафаил Левинсон, торговец лесом и деревянной мебелью.
Здание было построено в 1901 году. Фасад с высокими окнами, центральную часть украшает ризалит (выступ, выходящий за основную линию фасада во всю его высоту) с большим арочным окном на втором этаже, рифмующимся с такими же окнами по бокам. Ризалит венчает балюстрада. Над деревянными входными дверьми расположен козырек на длинных металлических цепях. Изначально здание было трехэтажным, четвертый этаж надстроили во время реконструкции в 1930-х.
В XIX веке на этом месте была усадьба княгини Елизаветы Голицыной. Следующий владелец, барон Дмитрий Шеппинг, сдавал часть помещений в аренду различным организациям, среди которых Московский велосипедный клуб. Также в здании проходило собрание врачей, которое Антон Чехов описал в своем рассказе «Дама с собачкой» — в «докторском клубе» по вечерам играли в карты. В конце XIX века в доме обосновался Московский шахматный кружок, где с 7 ноября 1896 года по 11 января 1897-го прошел матч-реванш на первенство мира между немцем Эмануэлем Ласкером и австрийцем Вильгельмом Стейницем.