Камины, колонны и 200-летний тополь. Как живут библиотеки в старинных особняках

27 мая 2022, 09:01Камины, колонны и 200-летний тополь. Как живут библиотеки в старинных особнякахФото М. Денисова. Mos.ru

Сотрудники четырех московских читален — о работе в исторических зданиях и ежедневном прикосновении к прекрасному.

Истории зданий, в которых располагаются некоторые московские библиотеки, могут посоперничать по увлекательности с сюжетами книг, которые находятся на их полках. Такие читальни во многом похожи на музеи: сотрудники с уважением и любовью относятся к историческим помещениям и бережно хранят память об известных личностях, ранее живших там.

В Общероссийский день библиотек mos.ru предлагает заглянуть в четыре читальни, которые находятся в старинных особняках, и познакомиться с их сотрудниками, каждый рабочий день которых немного похож на праздник.

Спартаковская улица, дом 9

История здания, в котором сегодня располагается библиотека-читальня имени А.С. Пушкина, начинается в 1770-е годы, когда коллежский советник Тимофей Иванович Чонжин приобрел пустырь возле церкви Богоявления в Елохове. Он построил здесь просторный деревянный дом с двумя флигелями по бокам, уходящими вглубь усадьбы. Следующие владельцы в начале XIX века возвели эффектный каменный особняк. В 1819 году его соединили с флигелями в один ансамбль, прекрасно сохранившийся до наших дней.

В 1850-х годах усадьбу купила семья купцов Мамонтовых. При них здесь были созданы интерьеры, которые мы видим сегодня, приходя в библиотеку: парадные залы украшает фигурная лепнина, стены облицованы искусственным мрамором; на второй этаж ведет чугунная лестница, изготовленная на Мышегском заводе княгини Екатерины Бибарсовой (он был знаменит выплавкой уличных фонарей).


На первом этаже, там, где сейчас расположен зал редкой книги, находился кабинет владельца усадьбы — Николая Федоровича Мамонтова. Внимание привлекает роскошный камин из черного камня. Над камином когда-то висело большое зеркало в простой, но дорогой дубовой раме.

«Здание вообще интересно большим количеством разнообразных каминов, выполненных из разных сортов мрамора. Мой любимый находится в зале, где раньше была столовая, — рассказывает Мария Галкина, экскурсовод, сотрудница отдела специальных проектов. —Он сделан из редкого вида мрамора, очень красивого, с красными и серо-зелеными всполохами».



Камины были рабочими, но выполняли в основном декоративную функцию: за обогрев особняка отвечала система аммосовских печей: теплый воздух из них поднимался по каналам, проложенным в стенах.

«Печное отопление использовали не только в XIX, но и в ХХ веке. Углем топили вплоть до масштабных реставрационных работ, проходивших в особняке в 1970-е годы. История сохранила имя последнего истопника библиотеки — дядя Миша», — говорит Мария Галкина.

Библиотека располагается в этом здании с 1912 года. Основанная в 1899 году в честь столетия со дня рождения Александра Пушкина, читальня первоначально находилась на Немецкой улице (сейчас — Бауманская). В особняк возле церкви Богоявления в Елохове ее «переселила» Московская городская Дума, специально для этих целей выкупившая усадьбу у последних владельцев — купцов Мухиных.

Первой попечительницей библиотеки стала старшая дочь поэта Мария Александровна Гартунг. Именно под ее руководством начал формироваться книжный фонд. Пушкинистика занимает целый читальный зал. Здесь собраны книги, посвященные биографии и творчеству поэта, собственные тексты Пушкина, а также самое полное на сегодняшний день академическое собрание сочинений, изданное в 1930–1950-е годы.





«Мы с коллегами чувствуем ответственность за наш фонд, который насчитывает несколько сотен раритетных изданий, — говорит Мария Галкина. — Мы видим свою основную задачу в том, чтобы раскрывать москвичам и гостям столицы историю этого дома, нашей библиотеки, а еще напоминать о красоте классической культуры через собранные здесь образцы».

Бобров переулок, дом 6, строения 1, 2

История библиотеки имени И.С. Тургенева связана с известной купеческой фамилией. Ее основала в 1884 году предпринимательница и меценатка Варвара Морозова, жена совладельца Тверской мануфактуры Абрама Морозова. На свои деньги она возвела на площади Мясницкие Ворота (ее вскоре переименовали в Тургеневскую) здание для читальни. Проектом занимался архитектор Дмитрий Чичагов, сын одного из авторов Большого Кремлевского дворца.


Библиотека стала одной из самых популярных в городе, пережила Вторую мировую войну. Но в конце 1960-х началось строительство Новокировского проспекта (ныне — проспект Академика Сахарова) и реконструкция Тургеневской площади. В 1972 году здание снесли, а читальне в 1990 году взамен предоставили два здания в Боброве переулке, где на тот момент размещалась Московская федерация профсоюзов.

«Здесь кроется одна очень любопытная история, — говорит Олег Грознов, научный сотрудник библиотеки. — Долгое время считалось, что главное здание появилось в начале XIX века, примерно в 1803 году. Но во время реставрации вдруг выяснилось, что оно на 100 с лишним лет старше: под слоем штукатурки была открыта кладка второй половины XVII века. Сейчас нам известно, что им владел дворянский род Петрово-Соловово, а потом здание перешло к купцам Герасимовым».

Специалисты, занимавшиеся реставрацией, отнеслись к зданиям очень трепетно. В современные интерьеры залов аккуратно вписали старинные декоративные элементы вроде лепнины, а также небольших окон, характерных для архитектуры прошлых веков. Библиотека сочетает в себе сразу несколько архитектурных стилей: здесь можно найти и нарышкинское барокко, и элементы эклектики, и современные формы — например, соединяющий здания переход выполнен в виде конуса из стекла и металла.







«Когда я только пришел сюда работать 10 лет назад, здание очень впечатляло и меня, и всех моих знакомых. Все говорили о нем с придыханием, а я очень гордился, что хожу сюда каждый день, — вспоминает Олег Грознов. — Больше всего здесь я люблю зал редкой книги, где собраны, помимо всего прочего, прижизненные издания Тургенева. Это не просто какие-то отдельные книги Ивана Сергеевича, а вообще все, что связано с ним: любая изданная в России книга, имеющая к нему отношение, обязательно попадает к нам».

Сущевская улица, дом 14

Когда-то на месте роскошного каменного особняка на Сущевской улице находился деревянный двухэтажный дом художника-мариниста Алексея Боголюбова. Дом был построен в 1878 году по проекту архитектора Льва Даля, сына знаменитого лингвиста Владимира Даля. Прожив здесь недолго, Боголюбов продал дом Николаю Третьякову — племяннику известного мецената.


Третьяков пристроил к деревянному дому еще один, каменный. Архитектором стал Адольф Эрихсон, автор проектов множества особняков и доходных домов в Москве. После революции дом национализировали и устроили в нем библиотеку. Вначале она носила имя крестьянского поэта Ивана Сурикова, но в 1996 году ее назвали в честь первого владельца. В 1998 году было решено полностью снести деревянную часть, построив на ее месте новую.

Со времен Третьяковых помещения много раз реконструировали: подлинной здесь осталась только парадная каменная пристройка, лепнина в Голубой гостиной и дубовые полуколонны, которые раньше украшали столовую. Сейчас в бывшей столовой располагается зал изящных искусств. Самое старинное издание, хранящееся в фонде библиотеки, относится к 1830 году, это сочинения Дениса Фонвизина. Оно поставлено на государственный учет как книжный памятник. Еще одно сокровище зала — фотография, на которой Алексей Боголюбов запечатлен вместе с Александром III — император и его жена императрица Мария Федоровна брали у него уроки живописи. Реставраторы учли увлечение художника морской темой. Деревянную лестницу, ведущую на третий этаж, сделали похожей на палубу.




«Мы ежегодно проводим Боголюбовские чтения, на которых обсуждаем и комментируем объемный дневник Алексея Петровича — “Записки моряка-художника”. А в юбилейные годы проводим конкурс живописных работ, посвященных теме моря», — рассказал заведующий отделом выставочной деятельности и специальных проектов библиотеки Александр Котовщиков.

В читальне находится крупнейший в Москве общедоступный фонд музыкальной литературы: больше 100 тысяч изданий. Здесь можно увидеть редкие и дорогие, практически музейного характера, факсимильные издания рукописей Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Иоганна Себастьяна Баха, оригиналы которых находятся в музеях и крупных библиотеках мира. А факсимильные копии нот сонат Доменико Скарлатти, рукописи которых так и не нашли, можно посмотреть только здесь и на родине композитора в национальных архивах.


«Ежедневное прикосновение к такой красоте, таким редкостям, конечно, накладывает свой отпечаток. Когда я пришел сюда устраиваться на работу, то поразился, что все это находится в общем доступе, — вспоминает Александр Котовщиков. — Потом отчасти привыкаешь, но, с другой стороны, находишь элементы, которыми наслаждаешься. Поэтому мне всегда приятно сюда приходить».

Улица Арбат, дом 33

Дом А.Ф. Лосева — одна из молодых библиотек в городе, она открылась всего 18 лет назад. Читальня располагается в доме XIX века, принадлежавшем в разное время Чаадаевым, Голицыным, Кокошкиным и другим известным семьям.

В 1848 году здание купил архитектор Михаил Лопыревский. Он пристроил к нему новую часть — как раз ту самую, где сейчас находится библиотека, — и превратил его в доходный дом. На первом этаже шла бойкая торговля в лавках, а на верхних размещались жилые квартиры. Магазин колониальных товаров Белова, располагавшийся в нем, кстати, упоминается в повести Ивана Бунина «Муза». С 1895-го по 1917-й в доме был родильный приют. После революции здесь снова снимали квартиры, арендовали кабинеты.

«В одном из кабинетов на третьем этаже, где я сейчас работаю, какое-то время жил экстрасенс и колдун, который, по его словам, мог изгонять злых духов. Уже через много лет после того, как он выехал, сюда приглашали священника — он освятил Дом Лосева, в том числе и это помещение, — рассказывает Олег Ефимов, руководитель музейного отдела Дома А.Ф. Лосева, отдела культурных проектов и связи с общественностью. — Но вот тот факт, что на наших верхних этажах до революции рождались младенцы, новые жизни, меня как-то очень греет».


Писатель и философ Алексей Лосев заселился сюда в 1941 году: его прошлое жилище на Воздвиженке (сейчас это сквер перед станцией метро «Арбатская») разбомбили. Все книги и рукописи, которые ему удалось спасти, были привезены в грубо сколоченных деревянных ящиках из-под снарядов — они сохранились до сих пор, превратившись в музейные экспонаты. В квартире дома 33 на Арбате, на втором этаже Алексей Федорович прожил 47 лет.

Основу современной библиотеки составили личные книги Алексея Федоровича Лосева и его супруги, Азы Алибековны Тахо-Годи. Кроме 11-тысячного книжного собрания из домашней библиотеки Лосева, сегодня тут можно увидеть личные вещи философа: кресло-качалку, шерстяной плед, очки, а также знаменитую шелковую черную шапочку. Такие головные уборы носили монахи. Алексей Федорович в 1929 году принял тайный монашеский постриг и со своей шапочкой уже не расставался. В саду во дворе библиотеки находится памятник философу. Рядом с ним — так называемый Лосевский тополь, которому уже около 200 лет. Сейчас его ставят на учет как дерево-долгожитель.






«Алексей Федорович очень любил этот тополь, часто под ним он совершал “недвижные прогулки”. Он стоял, разговаривал с тополем, делился с ним сокровенным, между деревом и философом установилась мистическая связь. В день смерти Алексея Лосева, 24 мая 1988 года, в день святых Кирилла и Мефодия, на дерево налетел ветер, молодые зеленые листья задрожали и частично облетели, в этом было что-то символичное — наверное, так тополь попрощался со своим другом. Мы это дерево любим и бережем», — рассказывает Олег Ефимов.

В 1996 году началась реконструкция дома, в ходе которой за два года сломали лишние перегородки, деревянные перекрытия поменяли на железобетонные. Теперь в музейной части и библиотеке все имеет современный вид. О богатой истории здания сегодня напоминают только фасады в стиле эклектики XIX века, которые практически не изменились.

Источник

Добавить комментарий