Культура3 августа в 11:00«Кто здесь еще мог жить? Только я!»: заглядываем в макет дома Марины ЦветаевойФото Ю. Иванко. Mos.ru
Экспонат позволит заглянуть внутрь старинного здания и узнать его историю.
В 2022 году исполняется 130 лет со дня рождения Марины Цветаевой. Еще один юбилей в этом году отмечает и дом, в котором она жила в Борисоглебском переулке, 30 лет назад ставший музеем, — ему 160 лет. За это время здание почти не изменилось. В советские годы в нем появились временные внутренние перегородки, но в конце 1980-х — начале 1990-х при создании музея была возвращена та планировка, которую застала Марина Цветаева.
Недавно в Доме-музее Марины Цветаевой открылась выставка «Дом необычной судьбы», приуроченная ко всем юбилейным датам. Центральный экспонат выставки, созданный специально для нее, — макет дома. Марина Доронина, куратор выставки, старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой, рассказала о том, как появился макет и что можно узнать с его помощью.
«Сразу волшебно»
Здание, в котором находится Дом-музей Марины Цветаевой, — это бывший доходный дом. В нем было четыре квартиры — в одну из них Цветаева вместе с мужем и старшей дочерью Ариадной заехала в сентябре 1914 года. В этом доме она провела восемь лет, пережив сначала моменты счастья, а потом революцию, Гражданскую войну, разлуку с мужем и смерть младшей дочери.
«Чем больше мы знакомимся с историей дома, сопоставляем ее с фактами жизни Марины Цветаевой, тем больше убеждаемся, что на границе лета и осени 1914 года дом и поэт встретились, чтобы стать друг для друга судьбой. Удивительно, насколько точны были описания, данные поэтом дому, насколько были глубоки понимание дома, чувствование его. Это чувствование было интуитивным, не подтвержденным достоверным знанием; сейчас мы видим, что Марина Цветаева была совершенно права», — говорит Марина Доронина.
Цветаева сразу поняла, что этот дом — ее. «Дверь открывается — вы в комнате с потолочным окном — сразу волшебно!» — так, по воспоминаниям сестры, она описала необычную квартиру, расположенную на втором этаже доходного дома. По легенде, она воскликнула: «Кто здесь еще мог жить? Только я!» При подготовке выставки «Дом необычайной судьбы» выяснилось, что эти слова были провидческими: некоторое время на рубеже веков эта квартира была нежилой. С 1896 по 1907 год весь второй этаж этого дома занимали музыкальные классы Евгении Визлер. Чуть позже здесь разместилась студия ваяния и живописи Марии Блок.
Еще одно очень меткое сравнение дает Марина Цветаева, упоминая свой дом в «Повести о Сонечке». Она называет его с «коробкой с сюрпризами», «возникающими из-под ног чудесами», «бездной вместо дна».
«Мы решили использовать этот образ на выставке, — говорит Марина Доронина. — Внешне дом — это ровная, почти прямоугольная, если не считать деревянной пристройки со стороны двора, коробка. Но это обманчивое впечатление. За строгостью внешней формы скрывается невероятная свобода, неожиданность и изменчивость внутренних помещений».
Макет позволяет рассмотреть планировку необычной, возможно, уникальной квартиры, расположенной на втором этаже двухэтажного дома, но включающей три внутренних уровня. Крыша миниатюрного здания откидывается, антресольный этаж выдвигается, и появляется возможность рассмотреть восемь комнат, различающихся размерами и высотой потолков, в том числе комнату Сергея Эфрона, из которой можно было выйти на крышу-террасу.
Макет дома находится в центре выставочного зала, оборудованного в бывшей квартире 4, где жили соседи Цветаевой — семья педиатра Лядского. Миниатюрное здание расположено на тумбе с выдвижными ящиками. В этом есть определенный символизм: опорой дома, фундаментом, обеспечивающим его устойчивость, становятся документы, связанные со строительством дома и созданием в его стенах музея Марины Цветаевой.
История строительства
Существовало два проекта дома. Первый, который не был осуществлен, относится к 1859 году — он располагается в первом выдвижном ящике тумбы. Второй проект, помещенный во второй ящик, относится к 1862 году. Рассматривая первый и второй проекты, можно отметить, что из г-образного дом стал почти прямоугольным. Изменился и фасад — на первом плане здание украшали рустик, пилястры и аттик. Изменилось и местоположение входа в дом: на первом плане он располагался слева, а на втором — по центру.
«Раз изменилось расположение входной группы, значит, в 1862 году иначе было решено и внутреннее пространство дома, — подчеркивает Марина Доронина. — Хочу также обратить внимание, что на чертеже 1862 года отсутствует деревянная пристройка к дому. Можно предположить, что она была возведена несколько позже, но к середине 1870-х годов она уже существовала, о чем свидетельствуют другие архивные документы».
В третьем ящике тумбы представлены два обнаруженных недавно документа: боковой разрез дома и рапорт о поверке здания в натуре. Они проливают свет на важные детали строительства дома. Из первого документа можно узнать имя архитектора, а второй зафиксировал дату окончания строительства.
Что-то «кораблиное»
Имя предполагаемого архитектора дома — Казимир Гриневский. В Москве известны на данный момент только два его строения: жилой дом в Хлебном переулке и Комиссаровское техническое училище в Благовещенском. Кому-то имя архитектора ничего не скажет, однако имя его двоюродного племянника — писателя Александра Грина — знакомо всем.
Интересно, что Марина Цветаева, не зная об этом, будто почувствовала связь между домом и самой известной книгой Грина — повестью «Алые паруса», в котором корабль становится воплощенной мечтой. По воспоминаниям сестры поэта Анастасии, Цветаева утверждала, что в этой квартире есть что-то «кораблиное». Площадку внутреннего второго этажа она называла капитанским мостиком, кабинет мужа — комнатой-каютой, полуподвал, в который спуститься можно было только по черной лестнице, сравнивали с корабельным трюмом, а причудливую форму столовой — со срезанным носом корабля.
Почти все помещения этой квартиры имеют неправильную форму: в ней есть высокие и низкие, темные и светлые комнаты, а также комнаты с разным количеством углов. Узкие переходы и внутренние лесенки напоминают романтический уют старых московских особняков.
С другой стороны тумбы есть еще два выдвижных ящика, в которых демонстрируются документы, связанные с историей создания музея. Протоколы собраний, списки лиц, составивших попечительский и ученый совет музея, прошения, справки и другие бумаги.
«Представленные документы лишь капля в море, — говорит Марина Доронина. — Они намеренно даны в легком беспорядке. История нашего музея, которая на этой выставке лишь упоминается, заслуживает, конечно, отдельного подробного и очень интересного рассказа».
Выставка «Дом необычайной судьбы» продлится до 12 февраля 2023 года. После этого макет будет представлен в постоянной экспозиции музея.