21 апреля 2022, 10:01Музей истории куклы и творческие студии. Как устроена Галерея XXI векаФото М. Денисова. Mos.ru
О том, что посмотреть и чем заняться в выставочном зале района Кунцево, рассказывает его руководитель и куратор Алена Борщаговская.
В 1986 году на первом этаже жилого дома на Кременчугской улице открылся районный выставочный зал «Кунцево». Помимо художественных выставок, здесь проходили творческие занятия для детей и взрослых. Появление учреждения стало важным событием не только для жителей Кунцева — скоро сюда начали приезжать и москвичи из соседних районов.
В 2002 году началась новая страница в истории зала, который получил название Галерея XXI века. Частью объединения «Выставочные залы Москвы» она стала в 2014-м. Сегодня Галерея XXI века состоит из пяти помещений: в одном, как и прежде, проводят творческие мастер-классы для жителей всех возрастов, в двух других показывают временные выставки, а еще в двух расположилась постоянная экспозиция Музея истории куклы.
Куклы находятся здесь с самого появления выставочного зала «Кунцево». Назвать точное количество жителей этой кукольной страны затруднительно. Большинство из них принадлежит коллекционеру Лане Летта, которая собирала их по всему миру. Тут есть экспонаты из Китая, Индии, Японии и многих других стран. Имеются как театральные куклы, которые когда-то на самом деле «играли» на сцене, так и настоящие тотемные, приехавшие в Москву из Африки.
Около двух-трех десятков кукол привезли из Индонезии еще в 1950-х. На родине их использовали во время спектаклей теневого театра ваянг на острове Ява. Все желающие могут их потрогать и внимательно рассмотреть. Сделаны куклы из кожи буйвола. Этот материал очень плотный, прочный и гибкий, поэтому служить они могут долго.
Несколько тростевых кукол, которыми управляют с помощью палочек-тростей, прикрепленных к конечностям и голове, из коллекции музея когда-то появлялись на сцене китайского императорского театра в Пекине. Они уже потеряли свой первозданный вид: краска на лицах облупилась, некоторые трости пришли в негодность. Тем не менее они дают представление о том, как выглядела китайская кукольная постановка более полувека назад.
Куклы из Бирмы в виде могучих воинов в доспехах очень тяжелые. Чтобы управиться с одной такой (она весит больше 10 килограммов) на сцене, требуется сразу несколько человек.
Еще два экспоната — куклы-киноартисты. Они снимались в фильме Алексея Германа «Трудно быть богом» (2013), экранизации одноименной научно-фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких. Правда, их можно увидеть лишь в небольшом эпизоде. После съемок руководитель и куратор Галереи XXI века Алена Борщаговская получила их на киностудии «Ленфильм», где они были созданы.
Интерьерных коллекционных кукол в музее тоже много. Одна из них — кукла в образе жестокой китайской принцессы Турандот из одноименной пьесы-фьябы итальянского драматурга Карло Гоцци. Ее хранят особенно тщательно, закрывая тканью от пыли. Она, как и героиня пьесы, которую изображает, любит одиночество и покой. Эту куклу сделал известный американский художник И-Джей Тейлор, мастерство которого ценят во всем мире.
В музее также можно увидеть образцы начала ХХ века — так называемых будуарных кукол, наряженных в шикарные одежды того времени. Эти куклы, служившие украшением интерьера, в основном делались на заказ для знатных дам. Мастера придавали им внешнюю схожесть либо с хозяйкой, либо с популярной балериной, актрисой или певицей. Такие куклы впервые появились во Франции, а потом мода ни них постепенно пришла и в Россию.
Настоящее сокровище коллекции — щелкунчик. Годы создания этой куклы доподлинно не известны, однако она точно ценная. Как ни странно, сотрудники Галереи XXI века обнаружили щелкунчика выброшенным на одной из центральных московских улиц. Искусствоведы, к которым обратились за консультацией, определили, что это старинная и редкая игрушка. На это указывает борода щелкунчика, выполненная из кроличьего меха, — таких кукол делали в Германии еще три века назад.
Однако самая старинная кукла коллекции — алтарная фигурка младенца Иисуса Христа. Ее возраст, в отличие от предыдущей куклы, известен: ее создали больше 200 лет назад. Эту куклу привезли из Мексики. Раньше она украшала алтарь в местной католической церкви.
Сейчас в галерее идет подготовка к ежегодному фестивалю «ЛеТатлин № 4» — он проводится в первое и последнее воскресенье лета. Это семейный праздник, поучаствовать в нем могут дети и взрослые — все, кто любит делать и запускать воздушных змеев. Приглашаются как профессиональнее художники, так и те, кому просто нравится рисовать. Для последних проводятся специальные мастер-классы, на которых учат разрисовывать заготовки будущего воздушного змея. Затем заготовки оснащаются необходимым оборудованием, которое помогает змею подняться в воздух.
Свое название фестиваль получил в честь летательного аппарата «Летатлин» — орнитоптера, созданного советским художником и изобретателем Владимиром Татлиным в конце 1920-х. Орнитоптер — это индивидуальный летательный аппарат, работающий без мотора. Татлин сделал три судна, но сохранилось только одно, сейчас оно находится в Государственной Третьяковской галерее.
Каждый год (кроме 2022-го) в Галерее XXI века проводят московскую выставку-фестиваль авторской игрушки и книжной иллюстрации «Апрельские Макси Мины». Это проект, вдохновленный сотрудничеством художников-кукольников, иллюстраторов и аниматоров. На выставке-игре показывают разнообразные арт-объекты: некоторые величиной всего лишь со спичечный коробок, а некоторые — со шкаф. Параллельно проводятся мастер-классы для зрителей, которые могут попробовать себя в роли иллюстратора или коллажиста.
В 2023 году «Апрельские Макси Мины» снова будут ждать посетителей и участников.
В Галерее XXI века можно не только полюбоваться произведениями искусства, но и научиться некоторым художественным приемам и техникам. Например, при Музее истории куклы для самых маленьких гостей проводят мастер-классы, на которых их учат рисовать куклы. Дети обсуждают с педагогами образы, придуманные художником-кукольником, и приемы, которыми он пользовался для их воплощения.
С 2018 года сюда приходят участники проекта «Московское долголетие». Занятия проводят профессиональные художники. Во время теоретической части они рассказывают о живописи, различных приемах, знакомят с историей изобразительного искусства, а в ходе практической — учат работать с цветом и формой. По итогам мастер-классов часто устраиваются выставки.
Чтобы изготавливать гравюры на линолеуме, галерея обзавелась специальным станком. Пользоваться им достаточно просто. Для начала нужно подобрать подходящий кусок линолеума и вырезать на нем заранее подготовленный эскиз. Затем на линолеум валиком наносится типографская краска, на подготовленную гравюру с краской кладут лист бумаги и прогоняют ее между большим валом и талером. Так получается графический отпечаток.
Временные выставки, проходящие в галерее, часто сопровождаются занятиями для посетителей. Гостей учат работать с материалами, которые использовал художник, чьи произведения можно увидеть в экспозиции. Также горожанам помогают освоить его технику или предлагают вдохновиться выбранной им темой.
Сейчас в галерее проходит выставка «Околесица» — проект участников литературно-художественного объединения «Космические пахари». В части экспозиции представлена живопись, фотографии, инсталляции, предметы декора, а литературная часть посвящена рукописям, текстам и художественно оформленным книгам.