Строительство и реконструкция5 августа в 11:01Научная долина, башня-ракета и скоростной диаметр: самые крупные строительные проекты Москвы
В ближайшие три года Москва построит свыше 700 городских объектов. Это миллионы квадратных метров недвижимости и десятки транспортных сооружений.
Когда речь заходит о крупных московских стройках, многие в первую очередь вспоминают метро. Действительно, подземку в столице никогда не строили такими темпами, как сейчас: за 10 лет было открыто 100 новых станций, включая наземные станции Московского центрального кольца.
Однако строительство в столице не ограничено только метрополитеном. Масштабные инфраструктурные проекты развернуты во многих округах, в том числе на новых территориях. В Москве возводят объекты и для космической, и для научной, и для спортивной сферы. О самых заметных из них — в материале mos.ru.
Проект, который реализуют в ТиНАО, сравнивают по масштабам с Москва-Сити. В семи километрах от МКАД между Калужским шоссе и поселком Коммунарка строят административно-деловой центр, который станет одной из главных точек притяжения для новых территорий столицы.
Административно-деловой центр «Коммунарка» можно без преувеличения назвать городом в городе. Здесь появятся бизнес-центры, спортивные, культурные, образовательные объекты, жилье, новые улицы, парковки, станции метро и транспортно-пересадочные узлы. Всего строится около 7,2 миллиона квадратных метров недвижимости. По подсчетам экспертов, для реализации проекта потребуется 10–15 лет.
Среди уникальных объектов, которые появятся в Коммунарке, огромное хранилище музейных фондов — межмузейный многофункциональный депозитарно-выставочный комплекс для федеральных и городских музеев. Пять его корпусов вместят коллекции 16 городских учреждений (это около 820 тысяч единиц хранения), а также депозитариев Великой Отечественной войны, центра «Росизо», Третьяковской галереи и Исторического музея.
Недалеко от него также построят образовательный кластер. Ядром этого объекта станет культурный центр, вокруг которого разместят учебные корпуса для разных направлений. У Малососенского пруда появятся суперколледж и студенческий кампус со спортивным центром, общежитиями, административными зданиями и жильем для преподавателей. Окружать их будет современный парк.
Помимо этого, город создает в Коммунарке всю необходимую инфраструктуру. В частности, здесь уже построили две станции метро («Ольховая» и «Коммунарка») и новые дороги.
Новый научно-образовательный комплекс сегодня возводят на западе Москвы рядом с МГУ имени М.В. Ломоносова. Он объединит сразу девять кластеров, где ученые будут заниматься биотехнологиями, фармацевтикой, инжинирингом, робототехникой, искусственным интеллектом и другими направлениями.
В технологической долине столица строит флагманский корпус «Ломоносов». Это 10-этажное здание площадью 65 тысяч квадратных метров. Первыми в нем разместятся офисы высокотехнологичных компаний, лаборатории и «чистые комнаты» (где поддерживается минимальный уровень пыли, микроорганизмов и аэрозольных частиц), коворкинги, конференц-залы и выставочные пространства. Стройку планируют закончить уже в этом году.
Кластер «Ломоносов» будет работать как инновационный лифт: небольшим компаниям и стартапам здесь помогут напрямую получать заказы корпораций на научные разработки, а крупный бизнес сможет находить здесь инновационные решения. Резидентов на 10 лет освободят от налога на прибыль и НДС, им снизят тарифы страховых взносов и дадут другие преференции. Первые свидетельства участников проекта уже получили восемь компаний.
Еще одна масштабная стройка на западе столицы — возведение национального космического центра (НКЦ) на высвобождаемой территории Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева. Благодаря комплексу зданий НКЦ на одной площадке соберутся главные организации отрасли, рассредоточенные по Москве.
В зданиях национального космического центра разместятся штаб-квартира госкорпорации «Роскосмос», объединенный отраслевой информационный центр, научно-образовательный центр, организации ракетно-космической отрасли, конструкторские бюро и конгрессно-деловой центр.
Главным архитектурным элементом объекта станет 47-этажная треугольная башня высотой 288 метров, напоминающая ракету. К ней примкнет длинный корпус из нескольких блоков-клавиш. Все сооружения, чья площадь достигнет свыше 250 тысяч квадратных метров, соединит сквозная пешеходная галерея.
Город реализует проект совместно с госкорпорацией «Роскосмос».
На юго-западе города на территории «Лужников» за несколько лет удалось создать целый спортивный город. Рядом с легендарным стадионом появилось несколько новых комплексов для разных видов спорта. К открытию готовят очередной, где откроются международные центры самбо и бокса.
В уже построенном семиэтажном здании площадью 45,6 тысячи квадратных метров скоро заработают два независимых спорткомплекса для самбистов и боксеров. В центре самбо заканчивают обустраивать зал для соревнований с трибунами на 1600 зрителей и тренировочный зал на три борцовских ковра. В центре бокса появятся зал для соревнований на два ринга с трибунами для двух тысяч зрителей и тренировочный зал с тремя рингами. Кроме того, в каждом центре будут свои бассейны, сауны, медцентры, тренажерные залы, залы для игровых видов спорта и конференций. Для обоих центров специалисты предусмотрели отдельные входы и парковки.
По своему функциональному наполнению комплекс не имеет аналогов в мире. Главная его архитектурная особенность — зеркальный акустический потолок и витражное остекление. Фасад здания облицован панелями из нержавеющей стали, которые отражают происходящее внутри. Поэтому наблюдать за тренировками спортсменов можно с улицы. Такое архитектурное решение впервые использовали на объекте подобного уровня.
Главным проектом дорожного строительства сегодня заслуженно называют Московский скоростной диаметр (МСД). Новая транспортная артерия объединит Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды. После их бесшовного слияния в Москве появится 68-километровая магистраль без светофоров, по которой из одного конца города в другой можно будет проехать всего за 40 минут.
Диаметр пройдет с севера на юг — от трассы М11 на Санкт-Петербург до М2 «Крым». Он соединит самые крупные вылетные магистрали: Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское шоссе, а также ТТК и МКАД.
90 процентов трассы проходит по воздуху — по эстакадам и путепроводам. С учетом всех съездов и прилегающих улиц для нее строят 217 километров дорог, в том числе 136 искусственных сооружений и 33 пешеходных перехода. На скоростном диаметре будет 14 развязок для удобных связей с 48 районами.
Основной участок МСД — Северо-Восточную хорду — планируют открыть уже сентябре этого года, а Юго-Восточную хорду введут в эксплуатацию в 2023-м.