27 апреля 2022, 07:03Новые службы в школах помогут разрешить непростые ситуации между учениками, педагогами и родителями
Главная их задача — способствовать формированию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В городских школах появятся службы примирения. Они помогут выстроить конструктивный диалог в сложных ситуациях между учениками, педагогами и родителями, сообщила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
В 400 школах началась работа по созданию служб примирения, которые помогут разрешить непростые ситуации. В 380 школах преподаватели прошли необходимое обучение, а в 127 на уже регулярной основе используют восстановительные техники. Команды, где участники владеют современными психологическими методиками, есть в образовательных учреждениях каждого округа.
«Главная задача школьных служб примирения — способствовать формированию психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Важно, что в их работе участвуют и сами ребята, ведь порой им бывает проще понять сверстников и договориться друг с другом. Школьные службы примирения — это целая экосистема, которая помогает в достижении взаимопонимания в ученическом сообществе, развитии позитивного общения, противодействии буллингу и способствует мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций, закреплению этого как культурной традиции. Такие службы примирения появятся в 400 школах в каждом округе», — рассказала Анастасия Ракова.
Школьная служба примирения подключается к работе, когда конфликт произошел между детьми или между учеником и учителем — к примеру, когда не удалось найти общий язык: в класс пришел новичок или сменился учитель. Каждый случай разбирается индивидуально, а обратиться в службу может любой участник образовательного процесса. При возникновении непростой ситуации медиатор (нейтральный посредник) и школьники-волонтеры приглашают участников конфликта за стол переговоров, чтобы обсудить переживаемые чувства, найти способы решения ситуации и договориться, как действовать дальше.
Стать членом службы примирения могут сотрудники образовательной организации. Для этого им необходимо пройти семинары специалистов Городского психолого-педагогического центра по технологиям и эффективным методам разрешения сложных ситуаций. Вступить в службу в роли волонтеров могут и сами ученики. Главное условие, чтобы ребята были старше 14 лет. Им также предстоит пройти обучение. Педагоги-психологи научат их владеть восстановительным подходом, который, сочетая техники ненасильственного общения (активное слушание, «я — высказывание» и другие), поможет восстановить нарушенную коммуникацию и взаимопонимание. Кроме того, ученикам расскажут, как действовать, например, в ситуации буллинга или грубого нарушения личных границ. Школьники под руководством куратора службы примирения смогут принимать участие в разрешении конфликтов со сверстниками или ребятами младшего возраста. Подросткам такая работа позволит приобрести опыт конструктивного общения, который пригодится им в будущем.
«Раньше при возникновении недопониманий или сложных ситуаций в школах не было единой стратегии разрешения конфликта. Теперь же службы примирения будут предлагать восстановительный подход, который позволит тщательно разобраться в ситуации без ущемления достоинства обеих сторон», — отметила Анастасия Ракова.
Если конфликт выходит за рамки образовательной организации, либо служба на этом этапе не может эффективно помочь, то к разрешению ситуации подключатся специалисты Городского психолого-педагогического центра. В особо сложных случаях они проводят видеоконсультации с командами служб примирения, выезжают в школу, встречаются с участниками конфликта.
Школьные службы примирения курирует Городской психолого-педагогический центр. Всю необходимую информацию по созданию таких служб, о подготовительных встречах и рекомендациях по разрешению наиболее сложных случаев можно найти на сайте центра. В будущем службы примирения планируется создать во всех школах столицы.