От идеи до взлета: как работает московский авиапром

В Международный день гражданской авиации рассказываем, какие предприятия авиастроительной отрасли действуют в столице.

Когда-то в Москве собирали главные воздушные суда гражданского и военного назначения. Сегодня большинство производств распределились по регионам, но в столице остался «мозг» авиастроения. В городе сосредоточены инженерные центры и опытно-конструкторские бюро, московские специалисты разрабатывают и проектируют самолеты, которые потом будут собирать на заводах по всей России.

«Город уделяет особое внимание развитию авиационной промышленности — свыше 50 тысяч москвичей трудятся сегодня в отрасли, которая представлена более чем 40 промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами. Девять предприятий, работающих в этой сфере, получили статус промышленного комплекса, который открывает доступ к ряду льгот. Помимо снижения налога на прибыль до 12,5 процента вместо установленных 17 процентов, он подразумевает сокращение арендной платы, налога за землю и имущество. Сэкономленные средства позволяют компаниям развивать производство, улучшать условия труда, осваивать новые технологии и рынки сбыта», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

В Международный день гражданской авиации рассказываем, какие предприятия авиастроительной отрасли есть в столице и над какими проектами работают их инженеры.

Север столицы можно назвать авиационным центром Москвы. Здесь расположились несколько компаний — разработчиков самолетов военного, гражданского и транспортного назначения. Эта закономерность имеет глубокие исторические корни: на аэродроме Московского общества воздухоплавания на Ходынском поле более века назад в воздух поднялся первый серийный самолет «Фарман», созданный на столичном заводе «Дукс».

Также на севере расположены главные авиационные институты страны. Здесь начинали карьеру выдающиеся авиаконструкторы — Андрей Туполев, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Павел Сухой, Артем Микоян, Михаил Гуревич, Николай Поликарпов, Семен Лавочкин и многие другие ученые и инженеры. Сегодня все самолетостроительные конструкторские бюро, носящие имена знаменитых авиаконструкторов, входят в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) Ростеха.

За всю историю существования конструкторского бюро «Ильюшин» на серийных заводах было разработано более 210 и создано более 140 типов самолетов разных модификаций. Всего было собрано около 62 тысяч летательных аппаратов марки «Ил».

Сегодня силами Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина возобновлено производство дальнемагистрального авиалайнера Ил-96-400М. Это абсолютно новый самолет с фюзеляжем, удлиненным на 9,35 метра. Такое конструкторское решение позволит перевозить в современном удобном салоне до 400 пассажиров, обеспечивая им высокий уровень комфорта.

Самолет будет оснащен новейшим отечественным навигационным и бортовым оборудованием, которое соответствует требованиям международных авиационных властей. Навигационный комплекс и радиосвязь, входящие в него, производит и поставляет другое столичное предприятие — концерн «Радиоэлектронные технологии» Ростеха.

«Навигационный комплекс оборудования будет создан из изделий отечественного производства. Он обеспечит соответствие действующим и перспективным международным требованиям к системам навигации, наблюдения и связи. Это позволит воздушным судам типа Ил-96 летать по всему миру с использованием самых эффективных маршрутов и схем захода на посадку», — рассказал директор дирекции программ Ил-96 ПАО «Ил» Валерий Тищенко.

Также инженеры и конструкторы столичного ПАО «Ил» разработали перспективный пассажирский Ил-114-300 вместимостью до 68 мест. Новый лайнер уже собирают на заводах ОАК.

Самолет предназначен для региональных перевозок и ориентирован прежде всего на внутренний рынок. Он поможет обеспечить авиационную мобильность населения, в том числе на Севере, Дальнем Востоке и в Сибири. Кроме того, Ил-114-300 является универсальной платформой для создания различных модификаций — транспортной, комбинированной (для перевозки грузов и пассажиров), а также специального назначения (для патрульных служб, нужд санитарной авиации и аэрофотосъемки).

«Новая силовая установка и авионика, установленные на Ил-114-300, обеспечивают воздушному судну соответствие современным требованиям, рост основных технических и экономических характеристик. Самолет рассчитан на автономную эксплуатацию в малооборудованных аэропортах, в разных климатических и географических условиях. Технические характеристики Ил-114-300 позволят самолету взлетать с коротких, а также с грунтовых взлетно-посадочных полос», — сказал директор программы Ил-114 Максим Кузьменко.

Региональный самолет нового поколения Superjet 100 стал первым современным пассажирским лайнером в линейке гражданских продуктов ОАК, а также первым в истории российского самолетостроения, созданным с нуля пассажирским авиалайнером подобного типа. Самолет разработала столичная компания «Гражданские самолеты Сухого», ставшая с февраля этого года филиалом корпорации «Иркут».

Superjet 100 разрабатывался на основе новейших технологий в авиастроении, в том числе с использованием систем автоматического проектирования. В виртуальной реальности на 3D-макетах проверяют инженерные решения на всех этапах конструирования.

Широкое внедрение цифрового проектирования на основе 3D-моделей заменит бумажные чертежи. После проверки инженерных решений модели будут экспортироваться в электронные чертежи, а оттуда сразу передаваться на многокоординатные станочные центры для изготовления деталей.

Другим гражданским продуктом ОАК стал самолет МС-21. Его разработали специалисты корпорации «Иркут» (в составе ОАК), инженерный центр которой также расположен на севере Москвы.

Композитное крыло большого удлинения, увеличенный диаметр фюзеляжа, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают конкурентные преимущества МС-21. Передовые технологии позволили создать комфортный для пассажиров лайнер, соответствующий требованиям по воздействию на окружающую среду.

В МС-21 установлена интегрированная бортовая система диагностики. Она в режиме реального времени проводит мониторинг технического состояния всех частей самолета. Многократное резервирование бортовых систем обеспечивает максимально возможную безопасность полетов.

Самолет как сложная техническая система состоит не только из фюзеляжа, крыльев, двигателей и шасси, но и электростанций — километров электрических проводов под обшивкой. Именно по ним команды пилота поступают к системам механизации крыла, гидравлическим системам выпуска шасси, насосам, перекачивающим топливо к двигательным установкам. Поэтому важную часть авиапрома составляет производство электрических комплектующих для гражданских и боевых самолетов, вертолетов и ракетных систем.

Одно из столичных предприятий, которое успешно производит бортовое оборудование, — АО «Аэроэлектромаш». В феврале 2021 года компания отметит 80-летие. Специалисты конструкторского бюро ведут новые разработки в области электрических машин, аппаратуры регулирования и управления. А потом предприятие на собственной базе выпускает востребованную электротехнику для летательных аппаратов. Кстати, ее характеристики во многом превосходят зарубежные аналоги.

В сентябре 2017 года «Аэроэлектромаш» получил статус промышленного комплекса. В ближайшие пять лет компания инвестирует 1,4 миллиарда рублей в модернизацию мощностей и систему бережливого производства.




А в ближайшее время завод планирует создать легкий вертолет АЭМ-1 на электрической тяге. Опытный экземпляр с дальностью полета до 600 км уже был показан публике на выставке HeliRussia-2020.

По словам генерального директора компании «Аэроэлектромаш» Бориса Малышева, налоговые преференции от Правительства Москвы позволили промкомплексу направить высвободившиеся средства на модернизацию производства.

«В 2018 году был запущен в эксплуатацию новый обрабатывающий центр с числовым программным управлением. Ведется обновление отечественного парка, цифровизация процессов разработки и производства. Из собственных средств финансируется более десятка инновационных разработок в области электрификации борта летательных аппаратов, импортозамещения, повышения энерговооруженности самолетов и вертолетов в интересах гражданской авиации и Минобороны России», — добавил он.

Поближе познакомиться с работой предприятия могут все желающие.

«Осенью компания открыла свои двери москвичам и стала участником проекта “Открой#Моспром”, у которого с этого года есть и онлайн-формат. Благодаря виртуальным экскурсиям можно не выходя из дома оказаться на крупнейших предприятиях столицы и узнать больше о работе московской промышленности. На сайте доступно 16 специальных выпусков — десятый посвящен “Аэроэлектромашу”. “Открой#Моспром” существует с марта 2019 года, в проекте уже приняли участие свыше 14 тысяч человек, а онлайн-аудитория превысила три миллиона зрителей», — подчеркнул руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

Источник

Добавить комментарий