1 мая 2022, 12:02От Живина дня до Праздника Весны и Труда: как с веками менялись первомайские традицииПраздничное оформление проспекта Калинина. Фото В. Егорова. 1 мая 1979 года. Главархив Москвы
Как царь Петр I ввел майские пикники, где они проходили поначалу и почему крестьяне на рубеже XIX и XX веков так любили майские демонстрации — в материале mos.ru.
Начало мая — это первое тепло, яркое солнце и свежая зелень. Праздновать наступление этого месяца начали еще в дохристианские времена — древние славяне стремились умилостивить языческих богов, чтобы те дали хорошее лето и богатый урожай.
По просьбе mos.ru руководитель отдела «История Москвы» Музея Москвы Ирина Карпачева рассказала о традициях майского праздника в разные времена в столице, России и мире, а также поделилась историями из своего детства.
Первый известный майский праздник отмечался в ночь с 30 апреля на 1 мая — праздник Живы, которую славяне почитали как богиню жизни, любви и лета. Образ Живы — это расцвет природы, начало новой жизни, поэтому богиню считали покровительницей женщин, прежде всего молодых. Первые майские дни во многих странах ассоциируются именно с женщинами и цветами: в Париже женщинам дарят первые ландыши, в Мадриде — алые розы. Во многих странах наряжают цветами и лентами майские деревья и высаживают их под окнами любимых девушек, признаваясь в чувствах без слов. Кстати, такие деревья женихи высаживают в разные месяцы, но называются они все равно майскими.
В России 1 и 2 мая — издревле праздничные дни. И если в первый день радовались теплу и солнцу, то во второй старались поклониться воде, без которой не будет доброго урожая. 2 мая, в Русалий день, жгли костры, пели песни и водили хороводы, призывая дождь. Практически каждый день в начале мая имел свой праздник с ночными гуляньями и прославлением богов. Впрочем, во все века в первые весенние дни молодежи было не до сна.
Удивительно, но факт: «шашлычная» традиция майских праздников начинается в XVIII столетии. Ввел ее Петр I, которому пришлась по душе европейская традиция проводить пикники в ночь с 30 апреля на 1 мая. Так называемая Вальпургиева ночь — праздник весны, также восходящий к дохристианской эпохе. Его отмечают в некоторых европейских странах — Германии, Австрии, Скандинавии и других. С одной стороны, название происходит от имени христианской святой — монахини Вальпурги (Вальбурги), канонизированной 1 мая, с другой — именно в этот день было принято проводить магические ритуалы изгнания ведьм и темных сил. Разводили костры, сжигали соломенное чучело или совершали обход домов с факелами и колокольным звоном. Считалось, что первые цветы и травы в эту ночь обретают чудодейственную силу.
Мы не знаем наверняка, как разгонял злых духов царь Петр, но веселый первомайский пикник в Немецкой слободе с фейерверками, кострами, танцами и жареным мясом был у государя в большом почете. Не только дворяне быстро полюбили этот праздник, но и крестьяне, насмотревшись на господ, тоже были не прочь посидеть у костра, угоститься и попеть песни. Жареное мясо они вряд ли могли себе позволить, да и не знали, кто такая Вальпурга, но от праздника еще никто никогда не отказывался.
Тогда же появилось слово «маевка». Конечно, веселилась в основном молодежь, но из всех сословий. Традиция отмечать приход майского тепла и солнца за городом с хорошей закуской и танцами окончательно укоренилась в Москве. Постепенно любимыми местами майских массовых гуляний стали Марьина роща, Сокольники и Девичье поле.
Во второй половине XIX столетия праздник приобрел другую окраску. В это время в городах скопилось большое количество рабочего люда, жизнь которого была тяжела. 14-часовой трудовой день, крохотная зарплата, ни приличного жилья, ни бесплатной медицины — во всех странах картина была более или менее одинакова. Между рабочими и работодателями разгорались конфликты.
В 1864 году появилась организация, которая назвала себя Международным товариществом рабочих, или Первым интернационалом, руководить которой избрали самого Карла Маркса. Знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был озвучен именно им вместе с Фридрихом Энгельсом. Постепенно мирные пикники-маевки стали превращаться в политические собрания.
Первая в России официальная политическая маевка произошла в 1895 году в лесу около поселка Шереметьевского близ путей Казанской железной дороги (ныне — платформа Плющево Рязанского направления Московской железной дороги). Сейчас там есть аллея Первой Маевки.
Так появилась новая традиция. В конце апреля на заводах и фабриках раздавали листовки с призывом выйти на маевку и потребовать улучшения условий труда. Конечно, это была и демонстрация, и забастовка, однако выглядело все довольно мирно: пролетарии пили чай из самоваров, закусывали бубликами, играли на гармошках и гитарах — типичный пикник на природе. Кстати, у крестьян окрестных сел появился отличный «первомайский» бизнес: они появлялись на местах собраний с кипящими самоварами, чайниками и свежеиспеченными пирогами.
В 1918 году 1 мая официально стало нерабочим днем. Поначалу, как правило, в этот день устраивали субботник. Только в 1928 году появилось два выходных дня — 1 и 2 мая. В первый выходной профсоюзы собирали рабочие коллективы на праздничную демонстрацию, а во второй день были народные гулянья, концерты, танцы. 1 мая на Красной площади происходили грандиозные шествия и парады физкультурников.
Мое детство в 1970-е годы прошло под лозунгом «Мир, труд, май!», родители часто брали нас на первомайские демонстрации. Нарядно убранные улицы заполняли празднично одетые москвичи. Демонстранты несли веточки с искусственными цветами, транспаранты, портреты членов правительства или космонавтов. Очень популярны были фотографии Юрия Гагарина. Рабочие коллективы несли изображения передовиков производства — героев Социалистического Труда. Чаще собирались у станций метро «Динамо» и «Белорусская» и шли колоннами до Красной площади с песнями и танцами.
Повсюду продавали игрушки и воздушные шарики. Одними из самых интересных были скачущие на резинке обезьянки: лапки и голова у них были сделаны из керамики и держались на пружинках, благодаря которым они прыгали. Их изготавливали, по-видимому, кустари. Увы, эти игрушки быстро разбивались. До сих пор жалею, что не сохранилось ни одной обезьянки — сейчас это был бы отличный музейный экспонат. Пользуясь случаем, прошу москвичей поискать дома эти прыгающие игрушки и принести в Музей Москвы.
Когда я заканчивала школу в 1982 году, мы с одноклассниками решили сходить на первомайскую демонстрацию, пройти по Красной площади. Однако я была разочарована — мы не успели толком ничего разглядеть, да и демонстрация показалась мне не очень-то веселой.
Постепенно Первомай вернул свое изначальное наполнение. С 1992 года он стал Праздником Весны и Труда, а сейчас это просто мирный веселый праздник весны и надежды на то, что с обновлением природы в нашу жизнь придет что-то новое и прекрасное. В столице начинается пора пикников и долгих вечерних прогулок. Удивительно красива Москва вечерами: подсветка зданий, музыка. Петр I остался бы доволен.
Праздники всегда объединяли жителей города. В семейных альбомах москвичей самые многочисленные старые фото — в основном с первомайских праздников. Была традиция собираться семьями и фотографироваться после шествия с гигантскими цветами и воздушными шарами в руках. Первого мая часто гуляли по городу, особенно вечером, а второго числа — обязательно за город, на пикник. Дачники в демонстрациях редко участвовали — они уезжали за город сразу и проводили на даче целых два дня.
Однако тем, кто жил в центре города, особенно рядом с улицей Горького (ныне Тверской и Тверской-Ямской), было тяжеловато: демонстрации очень быстро растекались во дворы, которые превращались в импровизированные застолья или танцплощадки. Там пели песни до утра, танцевали.
Каждый год 1 мая во дворе дома 6 в Дегтярном переулке встречались московские голубятники, жившие в центре Москвы. Когда-то это была особая каста мальчишек военного поколения, которая держала этих пернатых красавцев. В бывших доходных домах в центре были высокие чердаки, там и устраивали голубятни. Над городом парили голуби ослепительной красоты и разных расцветок. Жаль, что уже несколько лет никто не приходит на встречу голубятников нашего двора.