26 декабря 2021, 12:43От Pascal до стримов: как изменилась информатика в московских школахПоделитьсяФото Д. Гришкина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Роботы, следящие за здоровьем, техноповодыри, алгоритмы, которые выявляют недостоверные новости, — всё это сегодня создают не ученые из технологического кластера, а московские школьники на уроках информатики.
Москва планирует полностью заменить устаревшие компьютеры в школах — для этого городские власти закупят 100 тысяч новых устройств. В первую очередь от этого выиграет предмет, связанный с компьютерами напрямую, — информатика, а также учителя, которые смогут преподавать ее на более высоком уровне. Впрочем, серьезные изменения давно заметны — обучение сегодня напоминает ребятам скорее захватывающую компьютерную игру, чем заучивание правил и программных алгоритмов.
О том, как изменилось преподавание дисциплины, чем занимаются на уроках информатики и какие проекты создают старшеклассники, — в материале mos.ru.
Во многих столичных школах за последние годы обновили технику, отказались от габаритных стационарных компьютеров в пользу ноутбуков и планшетов, а также подключили беспроводной интернет — раньше для этого использовали кабель.
Помимо портативных компьютеров, современные классы информатики обзавелись конструкторами для создания роботов и даже 3D-принтерами.
«Дети знакомы с подобной техникой и без нашего участия, почти у каждого дома есть гаджеты и конструкторы. Но на современных уроках информатики они изучают, как устроена их любимая электроника и какие возможности она открывает», — уточняет учитель информатики, робототехники и мехатроники Кибершколы Московского центра «Патриот.Спорт» Михаил Сенюхин.
Изменилось не только техническое обеспечение, но и содержание предмета. Если еще 15 лет назад школьники изучали в основном два устаревших языка программирования: Basic, разработанный в 1964-м, и Pascal, созданный в 1970-м, то сегодня преподаватели идут в ногу со временем.
Преподавателям, особенно старой закалки, приходится постоянно углублять свои знания, чтобы не соответствовать шутливой фразе: «Наступили времена, когда учителя информатики учатся у старшеклассников». Обмен актуальной информацией происходит, в частности, в «МЭШ», где педагоги выкладывают свои наработки, готовые уроки, учебные пособия.
Еще одно изменение — информатика теперь не просто одна из общих дисциплин, а полноценное направление предпрофессиональной подготовки. В 2021 году 75 столичных школ подключились к программе «ИT-классы в московских школах», которая появилась в 2019 году. Дети в ИT-классах изучают информатику и информационные технологии углубленно, многие дополнительно посещают тренинги и проходят практику в вузах и крупных технологических компаниях.
«Школьные учителя получили возможность с детства готовить профильных специалистов. Наше учебное заведение, например, сотрудничает с Лицеем Академии “Яндекса”. Я оказался одним из первых преподавателей, которых ИT-компания выбрала из тысячи в момент старта проекта в Москве три года назад и подготовила для ведения занятий по программе своего Лицея. Мои ученики осваивают промышленное программирование и уже в школе получают приличную профессиональную квалификацию. И эти навыки используют для воплощения своих смелых идей в проектах», — отмечает Дмитрий Жемчужников.
В школе, где преподает Людмила Дружерукова, занятия для заинтересованных ребят тоже проходят по программе Лицея. Кроме того, старшеклассники посещают практику в Московском техническом университете связи и информатики, Политехническом университете, корпорации «Русгидро» и ведущих ИТ-компаниях.
Кибершкола, в которой работает Михаил Сенюхин, специализируется на ИT, в том числе разработке компьютерных игр. Таким образом, выпускники всегда могут превратить свое хобби в будущую профессию.
На современных уроках информатики, особенно в ИT-классах, школьники создают проекты, которые можно сразу же патентовать и запускать в производство. Например, один из учеников Дмитрия Жемчужникова запрограммировал нейросеть, способную анализировать интернет-СМИ и находить так называемые фейк-ньюс — недостоверные новости. Другой разработал «райт-клык» — силиконовый манипулятор для маломобильных людей, который крепится на верхнюю челюсть. Он состоит из мини-джойстика за передними зубами и кнопок на клыках. Благодаря ему можно пользоваться компьютером с помощью языка и зубов. А еще один подопечный Дмитрия придумал искусственный интеллект для слабовидящих.
«Устройство состоит из двух камер — стереопары — и вибропояса. Когда стереопара фиксирует препятствие, а микропроцессор по разнице двух изображений вычисляет расстояние до него, пояс начинает вибрировать со стороны препятствия. Это лучше аудиоустройств, напоминающих автомобильные навигаторы (голос сообщает, куда нужно идти). У слабовидящих слух — главный канал восприятия мира, если занять его, наступает дезориентация», — объясняет преподаватель.
Подопечные Владислава Попова за время учебы реализовали несколько оригинальных проектов. Одна разработка — сайт, посвященный объектам ветроэнергетики в России (например, ветрогенераторам). Другой проект — 3D-модель Солнечной системы, в которой выдержаны пропорции планет и спутников.
«В нашей школе есть ИT-полигон. На занятиях, например, ребята, выбравшие инженерный профиль, создают биосхемы для разного оборудования. Так, недавно собрали схемы и применили программу, которая измеряет пульс, давление и делает ЭКГ. Изобретение может пригодиться больницам и поликлиникам», — делится Людмила Дружерукова.
Ученики Михаила Сенюхина мастерят роботов-спортсменов: сумоистов и футболистов — вратарей, защитников, нападающих. Эти электронные атлеты даже участвуют в турнирах.
«Думаю, пройдет десять лет, и мы удивимся, сколько новых навыков придется осваивать людям, когда даже сбор урожая будет роботизирован», — резюмирует Владислав Попов.