26 декабря 2021, 09:02Планы, чертежи, проекты: москвичи получили доступ к 365 уникальным документам в этом годуПоделитьсяРисунок фасада и чертеж разреза деревянной церкви Сергия Радонежского возле дачной платформы Шереметевка Казанской железной дороги. 1901 год. Главархив Москвы
Они представлены в совместном проекте Главархива и Госинспекции по недвижимости, который появился год назад.
Исполнился год проекту Главного архивного управления Москвы и стоилчной Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости «Уникальные документы». Сегодня здесь доступно уже 365 материалов.
«Одним из важных достижений 2021 года стал проект “Уникальные документы”, который мы запустили с Госинспекцией по недвижимости ровно год назад. Благодаря нашей совместной работе удалось сохранить ценнейшие исторические материалы, среди которых чертежи, акварельные рисунки фасадов утраченных церквей и монастырей, нереализованные планы грандиозных советских построек. Все эти документы могут быть интересны архитекторам, историкам и всем горожанам, которые хотят узнать, как могла бы выглядеть столица. Кроме того, за это время мы включили в реестр уникальных документов гравюры XVIII века известных художников и военные материалы, которые также доступны на нашем сайте», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.
Начальник Госинспекции по недвижимости Владислав Овчинский отметил, что 2021 год ознаменовался для ведомства началом нового этапа плодотворного сотрудничества с Главархивом.
«Нам удалось провести масштабную работу с коллегами по выявлению документов, связанных с историческим обликом столицы, и открыть к ним свободный доступ. Теперь горожане могут узнать новые интересные факты об истории великого города, увидеть удивительные архитектурные проекты и чертежи Москвы, которые когда-то считались утерянными», — пояснил он.
За первые несколько месяцев работы Главархива и Госинспекции по недвижимости были обнаружены все сохранившиеся до наших дней уникальные документы о 118 храмах, монастырях и часовнях Москвы. Эти архитектурные объекты были утрачены в 1920–1930-х годах, но их планы, чертежи, цветные акварельные рисунки фасадов теперь можно увидеть онлайн. Среди наиболее значимых опубликованных документов чертежи царских врат и план церкви Святой Екатерины Вознесенского девичьего монастыря в Кремле, возведенной в начале XIX века по проекту итальянского архитектора Карла Росси.
Также с помощью проекта можно узнать о деревянной церкви Преподобного Сергия Радонежского, построенной в 1903 году в имении графа Сергея Шереметева.
Удалось обнаружить и редкие материалы о грандиозных, но не реализованных проектах советского времени. На сайте Главархива появились документы, связанные с восьмой сталинской высоткой, пантеоном и Домом колхозника на Каланчевской улице. Всего среди ценных материалов оказалось 47 чертежей, 89 фотографий и 39 листов текстовых документов. Они помогут пользователям представить, какой могла бы быть Москва, если бы эти идеи реализовали.
В числе выявленных документов проект пантеона — памятника вечной славы великих людей СССР, куда должны были переместить тела Владимира Ленина, Иосифа Сталина и других государственных деятелей, захороненных у Кремлевской стены. Для размещения пантеона предлагались самые разные места: Красная площадь, Поклонная гора, Ленинские (сейчас — Воробьевы) горы, Парк Горького, Софийская набережная, Рублевское шоссе, парк «Сокольники», Нескучный сад.
Ко Дню партизан и подпольщиков Главархив опубликовал документы 1941–1967 годов, сохранившиеся в фондах партийных организаций Москвы и посвященные Великой Отечественной войне. Наибольший интерес представляет отчет Московского областного комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков о деятельности партизанских отрядов и истребительно-диверсионных групп в районах Московской области, подвергшихся временной оккупации немецкими войсками. В документе есть сведения об организации партизанских отрядов, обеспечении их оружием и боеприпасами, о работе партизан на оккупированной территории Московской области, а также о том, как помогали им местные жители.
В сентябре Главархив Москвы совместно со специалистами Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина признал уникальными гравюры XVIII века. Их создали Жак-Филипп Леба, Томмазо Пироли и Джованни Баттиста Пиранези. В Главархив гравюры поступили в составе личного фонда архитектора Александра Власова, автора проектов Парка Горького, Крымского моста и спорткомплекса «Лужники». С 1950 по 1955 год он был главным архитектором Москвы.
Больше всего гравюр, которые оказались в распоряжении Главархива, — авторства Джованни Баттисты Пиранези, итальянского гравера, художника и архитектора, одного из самых известных мастеров офорта. В коллекцию вошли такие работы, как «Пейзаж с храмом Бахуса», «Вилла Памфили вблизи ворот Сан-Панкрацио» и «Руины портика храма Зевса» из серии «Виды Рима». Эту серию, над которой Пиранези работал на протяжении почти 30 лет, называют главным портретом Рима. Все последующие изображения Вечного города создавались с оглядкой на его гравюры.
Кроме того, в разделе «Уникальные документы» можно увидеть и другие материалы, которые хранятся в Главархиве. В их числе уникальные документы с актовыми записями о рождении и бракосочетании Александра Пушкина, рождении Михаила Лермонтова, Федора Достоевского, Николая Пирогова, Сергея Соловьева, Бориса Пастернака, смерти Николая Гоголя, а также нотной рукописью Дмитрия Шостаковича.