По ту сторону выставки: что хранится в запаснике Дарвиновского музея

21 мая 2022, 09:01По ту сторону выставки: что хранится в запаснике Дарвиновского музеяФото Е. Самарина. Mos.ru

В фондохранилище Дарвиновского музея более 400 тысяч экспонатов. Среди них скелет вымершего дронта, рога беловежского зубра и чучело медведя, которое стояло в дореволюционном трактире. О самых интересных предметах коллекции — в материале mos.ru.

Сегодня в Москве проходит ежегодная акция «Ночь в музее». Москвичи и туристы могут бесплатно посетить многие культурные площадки. Ждут гостей и в Государственном Дарвиновском музее. 

Корреспонденты mos.ru заглянули в потайные шкафы, доступ к которым обычно закрыт, и узнали истории экспонатов (часть из них драматические и почти детективные).

О том, откуда берутся чучела животных и зачем они нужны, для чего музею немецкоязычные расшифровщики и как с некоторыми экспонатами связана династия Романовых, — в репортаже mos.ru.

В кабинете заведующего отделом фондов Государственного Дарвиновского музея Игоря Фадеева — чучела фазана и совы. Их практически не отличить от живых птиц: мягкие перья, когти на лапках, приоткрытый клюв.

«Некоторые воспринимают чучела как мертвых животных. Мне часто приходится слышать: “Неужели вы их убиваете? Разве вы их не любите?” Я никого не убиваю и именно из-за любви к животным пришел работать в этот музей. Наша коллекция создана, во-первых, для того чтобы изучить особенности представителей фауны и помочь сохранить редкие виды на Земле. Во-вторых, мы вносим вклад в науку. Ученые через 100, 200 лет увидят, какие животные жили в прошлые века», — объясняет Игорь Фадеев.

Он окончил биологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (кафедра зоологии позвоночных), ездил в экспедиции, изучал влияние ледников на миграцию и популяцию птиц. В 1990-е годы Игорь Фадеев пришел работать в музей и с тех пор исследует природу с другой стороны.

«Вот эту птицу убил баклан — пробил ей череп. Мой друг из Новороссийска нашел ее и привез мне», — Игорь Фадеев показывает бело-серую крачку, похожую на чайку.

Новые экспонаты сначала попадают в его кабинет. Прежде чем отправить их на выставку, он выясняет, насколько они ветхие, нуждаются ли в реставрации, что о них известно.

«Мы проводим около 60 выставок в год, — уточняет заведующий отделом фондов. — Причем то, что посетители видят во время экспозиции, лишь “наземная” часть музея. Самое интересное находится “под землей” — более 400 тысяч экспонатов!»




Запасники Государственного Дарвиновского музея — коридоры с металлическим дверями. Внутри каждого хранилища — стеллажи и шкафы, заполненные коробками с яйцами, рогами и головами, чучелами зверей и разнообразных птиц, среди которых есть и гигантские альбатросы, чьи крылья едва умещаются на полках, и крошечные колибри, и райские птицы. В хранилищах специфически пахнет перьями, шерстью и кожей.

«Одни экспонаты объединяют по теме, другие — по условиям хранения. Скажем, коллекция млекопитающих подразделяется на чучела, тушки, рога, скелеты, а коллекция скелетов, в свою очередь, включает хранилища останков крупных животных (носорогов, слонов) и мелких (от мышей до лошадей). Самая зрелищная, на мой взгляд, — коллекция рогов “Царская охота”», — говорит один из хранителей фонда Дмитрий Милосердов.

Представители династии Романовых охотились преимущественно в Беловежской пуще, а когда началась Первая мировая война, вывезли трофеи в Москву. После революции коллекция попала в музей, но долгие годы пролежала в запечатанных ящиках. Только в 1990-е ее случайно обнаружили.

«Выяснилось, что в 1953-м директора музеев СССР получили письма сверху под грифом “совершенно секретно”. В них содержался приказ срочно подготовить и сдать на уничтожение идеологически неправильные экспонаты. Тогдашний руководитель нашего музея спрятал ценности», — рассказывает Дмитрий Милосердов.

Рога — длинные, короткие, изогнутые, острые, ребристые — исторический артефакт. На каждом экспонате написано, чей это трофей, в каком году и где добыт. Например: «1894, Бровск, Его императорское высочество и Великий князь Николай Александрович». Кроме того, оболочка рогов хранит ДНК: можно определить, как менялся генофонд того или иного вида. Например, удалось восстановить гены беловежских зубров, которых во время войн и революций почти полностью истребили.




Игорь Фадеев отпирает очередной засов. В комнате без окон — обезьяны, зебра, орловский рысак, тигры, слоненок, детеныш жирафа. Здесь хранятся чучела крупных млекопитающих, большинство из них изготовили таксидермисты Дарвиновского музея.

Некоторые чучела, например лесная антилопа, — охотничьи трофеи. Есть среди них и современные — их музею передали владельцы. А огромный медведь, опирающийся на дубину, до революции стоял в трактире. Немало в хранилище чучел животных, которые раньше жили в Московском зоопарке. Среди прочих — белая тигрица Кали и самка черного ягуара Мелани. «Их решили увековечить, поскольку это редкие экземпляры», — объясняет специалист.

Бывает, что в музей попадают останки безымянного зверя неизвестного происхождения. Например, Игорь Фадеев нашел в запаснике шкуру редкого гималайского медведя с белой грудкой. В описании к ней было сказано только, что в музее она находится с 20-х годов прошлого столетия. В музейной мастерской из шкуры сделали чучело, а заведующему пришлось поработать в архивах.

«Я отыскал фотографии выставок тех лет. Одна из них проходила в Парке Горького и была посвящена достижениям сельского хозяйства. На снимке Дальневосточного павильона я заметил ту самую шкуру! Причем известно, что эту выставку посетил Владимир Ленин, а значит, он видел и нашего медведя. Так мы его и прозвали — ленинский медведь», — рассказывает заведующий.






В следующем хранилище собраны чучела собак и щенков. По словам Игоря Фадеева, большинство создано в середине прошлого века, а есть и дореволюционные. Тогда хозяева и заводчики не хоронили умершее животное, а предпочитали его увековечить, чтобы сохранить образец породы.

Однажды заведующий получил интересное письмо. Его автор, разбирая бумаги умершего отца, обнаружил фотографию черного ньюфаундленда по кличке Игор с надписью: «В дар Дарвинскому музею». «Он спрашивал меня, что имел в виду отец. Я ответил, что чучело этого пса у нас в хранилище», — вспоминает заведующий. Вскоре автор письма приехал вместе с домочадцами, попросил показать ему собаку и рассказал трогательную историю.

Его отец Козьма Никитин был советским постпредом в Прибалтике. Когда началась Великая Отечественная война, он уехал в Москву вместе с любимой собакой. Во время эвакуации в столице Игор пропал, кто-то поймал пса и отправил в питомник. Там Игор не прижился и получил прозвище Буян за агрессивный характер. О собаке говорили, что она может отгрызть пальцы и уши. Как-то Буян набросился на сотрудника правопорядка, и тот, защищаясь, выстрелил ему в голову. Но пес выжил. «В его черепе так и осталась пуля», — говорит Игорь Фадеев.

После войны Козьма Никитин случайно заглянул на выставку собак и увидел Игора-Буяна. Пес тут же узнал хозяина, перепрыгнул через барьер, и больше они не расставались. «Сейчас уже правнуки Козьмы Никитина к нам заходят, чтобы поздороваться с собакой», — говорит собеседник mos.ru.


У многих экспонатов захватывающие истории. Например, на одной из полок запасника много лет хранились коробки, а в них — 750 птичьих яиц. Никто из сотрудников не мог их идентифицировать.

«Я догадывался, что опись содержится в потертой папке начала ХХ века. Но она оказалась зашифрованной. Вроде бы буквы латинские, отдельные слова похожи на немецкие, а прочитать невозможно», — вспоминает Игорь Фадеев.

Он обратился за помощью к коллегам из Европы. Оказалось, что информация о яйцах была записана шрифтом немецкой скорописи, которую запретили. Сейчас этот шрифт помнят лишь старики. Игорь Фадеев сумел найти российских эмигрантов немецкого происхождения, которые увлекались историей языка и помогли расшифровать опись.

Некоторые яйца выставлены в витринах экспозиции «Пернатые пешеходы», которую можно увидеть во время «Ночи в музее» с 18:00 до 01:00. Среди прочих экспонатов выставки — чучело полностью истребленной бескрылой гагарки, или арктического пингвина (птиц ловили ради их мяса), и скелет дронта с острова Маврикий, также исчезнувшего. Этот скелет Игорь Фадеев обнаружил в запаснике в разобранном виде в коробках из-под монпансье и сам собрал, скрепив детали проволокой.

«Следующая выставка будет посвящена произведениям Константина Паустовского, который писал о природе, в частности о совах Закавказья», — делится планами заведующий и удаляется в свой кабинет. Ему предстоит разобрать коллекцию яиц выпускника реального училища Пензенской губернии. Скоро посетители музея узнают и их историю.






Дарвиновский музей присоединится к городской акции «Ночь в музее». Посетителям рекомендуют оформить бесплатный билет онлайн. 

Без регистрации можно будет посетить программу на крыше музея. В 18:00 начнется танцевальный перформанс Por Segiriiya (12+). В 18:30 выступит дуэт Jo Kanoe (6+), в 19:45 — певец и композитор Михаил Глебов (6+). В 20:45 свою программу представит группа «Мэнсон Флетчер» (6+).

С 20:00 до 00:00 пройдет мастер-класс по светографике «Мимикрия» (12+). Исследователи цифрового искусства из Московского государственного областного университета представят светопроекции городских паттернов. В 22:00 танцевальное сообщество Ecstatic Dance Community покажет экспериментальный перформанс «Фототаксис» (12+).

Главным событием акции в Дарвиновском музее станет выставка «Москва. Среда обитания». 

Более 30 современных художников предлагают оригинальную интерпретацию взаимодействия живых организмов и мегаполиса. Выставка развернулась на музейной крыше с видом на город, удобными пуфами, зоной буккроссинга и бесплатным доступом к Wi-Fi. Арт-пространство под открытым небом заполнили работы в разных жанрах, среди которых живопись, скульптура, граффити, уличное искусство, каллиграфия и инсталляция.

Источник

Добавить комментарий