Понять современное искусство. Как работает галерея «Ростокино»

11 мая 2022, 07:01Понять современное искусство. Как работает галерея «Ростокино»Фото Е. Самарина. Mos.ru

Знакомимся с галереей, где дают возможность высказаться молодым художникам, обсуждают кино и учат рисовать.

В 1986 году на первом этаже жилого дома № 1 на Ростокинской улице открылся районный выставочный зал «Ростокино». С 2014 по 2021 годы в помещении работал «Электромузей в Ростокино» объединения «Выставочные залы Москвы», специализировавшийся на медийном искусстве.

С 2022 года объединение «Выставочные залы Москвы» представило новый проект «Факультет» на территории нынешней галереи «Ростокино». Проект «Факультет» — это годовая программа, в рамках которой у начинающих художников и кураторов появится постоянное пространство для высказывания, диалога и возможности представить свои работы широкой аудитории. С 16 апреля по 4 июня в галерее проходит выставка молодых художников «Другие». Недавно в «Ростокино» заработал киноклуб «С Ильясом о…», открылся набор в творческие мастерские для детей и взрослых.

О том, что посмотреть и чем заняться в галерее «Ростокино» в ближайшее время, рассказывают ее руководитель Динара Уварова и кураторы выставки «Другие» — Уля Савич, Марго Макарова и Таша Дмитриева.

«Мы даем возможность высказаться молодым художникам. Не секрет, что современное искусство зачастую воспринимается как нечто сложное для понимания. Оно не настолько прямолинейно, как искусство традиционное. Однако мы хотим донести до наших гостей, что оно помогает развиваться: заставляет задуматься и, возможно, что-то изменить к лучшему», — рассказывает Динара Уварова.

В галерее уже состоялись две выставки годовой программы «Факультет» объединения «Выставочные залы Москвы» при поддержке Московской школы современного искусства. 16 апреля открылся третий выставочный проект «Другие». Выставка представляет работы 19 художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Риги (Латвия).

Кураторы стремились создать иллюзию блуждания в неизведанном пространстве. Экспозиция выставки строится на контрасте между реальным и бессознательным. Затемненное пространство с точечным освещением помогает зрителю мысленно перенестись в другое измерение.

«Цель проекта — обратить внимание человека на самого себя и на окружающих: мы все другие, и этим мы одинаковы, — объясняет Уля Савич, один из кураторов выставки. — Ты можешь обнаружить других, отличных от тебя или похожих. Но можешь ли ты принять в себе другого?»

Кураторы создали для выставки телеграм-бот. Виртуальный персонаж проводит посетителя по всей экспозиции, обращает внимание на то, что можно не заметить, помогает легче понять авторский замысел. Подключиться к боту можно с помощью QR-кода, расположенного на одной из стен.

«Современное искусство нуждается в разъяснении. Аудитория должна понять, что это не просто набор средств самовыражения: в них заложен глубокий смысл», — считает Динара Уварова.

Первое, что мы видим в большом зале, — видео-арт Арсения Калмыкова «Колышется и не дремлет». Необычное видео, героини которого лесные нимфы, напоминает о «Весне» Боттичелли и заставляет задуматься о линейности жизни.

Бетонные камни скульптурной группы «Гравитация» Владислава Муханова — метафора современного общества, в котором люди сцеплены друг с другом и взаимозависимы. Чем больше камень, тем больше у него сила тяготения.

Тут же работы двух фотографов. Наташа Ершова в своем проекте «Путешествие на край комнаты» запечатлела людей, которые добровольно решили вести затворнический образ жизни. Герои шести историй предстают в своих комнатах в окружении привычных вещей. Фотографии Стаса Шикарвиса появились благодаря разбору старых советских гаражей. Там нашли несколько непроявленных пленок 1980-х годов. Снимки обрели новую жизнь в его проекте «Найденное ― потерянное».

Необычные скульптуры создала Наталья Нациевкская. Художница предлагает вспомнить птицу Сирин, когда-то жившую на Земле согласно древнерусским легендам. Работы Натальи — сосуды, которые могла бы использовать волшебная птица.

По всей экспозиции рассредоточены девять малозаметных гипсовых скульптур Strange(r). Александры Павловской. Как и их название, в котором скрываются английские слова «странный» и «незнакомец», они приглашают поиграть в прятки. Кураторы уверены: каждый видит в них что-то свое.

Видеоработа Hun Dun Таши Дмитриевой посвящена Я, в котором идет внутренняя борьба света и тьмы. А хрупкий ажурный объект из пластика и смолы Speedcore 17 / block 22 Владимира Омутова символизирует внутренние изменения, спровоцированные разными жизненными событиями.







В основе инсталляции «Слои» Марго Макаровой лежит личная история. В раннем детстве она случайно утопила любимую игрушку. Спустя много лет друзья подарили ей другую, основываясь на том, как художница описывала утраченную. Зрителю предлагается заглянуть в толщу льда, рассмотреть скрытый в ней объект и, возможно, встретиться со своими далекими воспоминаниями. О личных переживаниях рассказывает в своей работе и Оля Махно. Ее перформанс «Неоновые сны» был представлен на вернисаже. Сейчас на выставке можно увидеть ее видео-арт, посвященный миру фантазий, где художнику комфортнее, чем в реальности.

«Вонв» («Визуальный объект невизуального восприятия») Вильгения Мельникова умеет превращать прикосновение в звук. На выставке представлена еще одна скульптура автора — «Волхв», переосмысленный образ русской иконописи.

Скульптурный объект «[Не]идеальные» Анастасии Шнепс-Шнеппе предлагает подумать о стандартах физического совершенства. Коврик для йоги и кинезиологический тейп подвешены, как боксерская груша. Рядом — фото в виде журнальных постеров, на которых сама художница демонстрирует свой путь к идеальной форме. Тему продолжает видеопроект «Человек» Ули Савич. «Нет ничего важнее человека, он мера всех вещей», — говорит автор.

Евгения Панина через видеоигру рассказывает историю кота-призрака, который хочет отомстить убийцам своей хозяйки. Игрока в итоге охватывает чувство бессилия — он не может воздействовать на события и управлять персонажем.

«Мы с мамой шутим одинаково» Лены Бузуевой — семейный портрет в клоунском гриме. Кураторы объясняют: родственники часто находятся в сложных отношениях, взаимодействовать друг с другом им помогают маски. В следующем помещении расположилась комната виртуального персонажа Шаны, созданная Дарьей Азбиль и Леной Бузуевой. Художницы называют Шану синтезом реальности и фантастики. Она мигрирует между мифическим, художественным и виртуальным измерениями, существуя и не существуя одновременно.

В кинозале последовательно транслируются три видео-арта — «Чувства парящих» Данилы Липатова, «Сосны рвутся в небо» Дианы Капизовой и «Хвойные» группы «Хвойные».

Выставку сопровождает параллельная программа, в которой затронуты темы сознательного и бессознательного, использования вымышленных персонажей в культуре и средствах массовой информации.








Выставка «Другие» продлится до 4 июня. Ее сменит экспозиция, подготовленная совместно с Московской школой фотографии и мультимедиа имени Родченко. Далее галерея станет одной из площадок биеннале современного искусства Art for the future.

«Мы планируем сотрудничать с институтом современного искусства “База”, с которым запланировано три разных проекта. 21 мая галерея “Ростокино” примет участие в акции “Ночь музеев”. Мы хотим сделать кое-что необычное», — рассказывает Динара Уварова.

В ближайшее время в галерее проходит набор в творческие мастерские для детей от пяти лет по нескольким направлениям: изобразительное искусство, конструирование, техника печати и текстиль. Для взрослых проводятся мастер-классы по коллажу, росписи акрилом и маслом. Расписания занятий можно уточнить в телеграм-канале галереи или по телефону: +7 495 187-10-45.

Уже состоялась первая встреча киноклуба «С Ильясом о..». Ведущий киноклуба — Ильяс Богатырев, журналист, кинодокументалист, лауреат национальной премии «ТЭФИ» за мужество при исполнении профессионального долга, член жюри российских и международных кинофестивалей.

Летом здесь откроют детский лагерь, в котором родители смогут оставлять детей на время от трех до пяти часов. Ребят ждут интересные занятия с преподавателями.

«В пешей доступности от нашей галереи — пять школ. Мы активно работаем со школьниками нашего района, каждую неделю несколько классов приходят к нам на экскурсии. Проводим мастер-классы, чтобы дети глубже поняли экспозицию. Билеты недорогие, а по карте учащегося вход бесплатный. Приятно наблюдать, как растет число и уровень доверия наших посетителей. К нам стремятся попасть зрители из соседних районов, но мы прежде всего сосредоточены на жителях района Ростокино — нам важна обратная связь от них», — говорит Динара Уварова.

Источник

Добавить комментарий