15 июня 2022, 07:01Ранняя диагностика и передовое лечение: как работает центр опухолей костей и мягких тканейФото М. Денисова. Mos.ru
Корреспонденты mos.ru побывали в единственном в структуре столичного здравоохранения городском научно-практическом центре опухолей костей и мягких тканей и узнали, почему именно здесь наиболее эффективно помогают пациентам с такими заболеваниями.
Современные методики диагностики и лечения, высокотехнологичное оборудование и, главное, врачи высокого класса с большим практическим опытом. Все это — уникальный Московский научно-практический центр (НПЦ) опухолей костей и мягких тканей. В 2021 году его открыли на базе онкологической больницы № 62, и за это время здесь уже провели более 600 сложнейших операций, а также разработали новые алгоритмы оказания медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями костей и мягких тканей.
Как сегодня работает научно-практический центр и какие технологии используют в лечении пациентов — в материале mos.ru.
Диагноз и лечение в самые короткие сроки
В 2019 году в Москве был утвержден новый стандарт онкологической помощи, в рамках которого на базе шести крупных стационаров были созданы специализированные онкоцентры. В них пациенты получают качественную медицинскую помощь на всех этапах — от ранней диагностики до лекарственной терапии, хирургического лечения и дальнейшего диспансерного наблюдения. Благодаря тому что теперь все этапы оказания помощи сосредоточены на базе якорных стационаров, сократилось время постановки диагноза, и лечение начинается раньше.
В рамках московского онкологического стандарта год назад столичные власти создали на базе Московской городской онкологической больницы № 62 центр опухолей костей и мягких тканей. Здесь на протяжении 20 лет работало единственное в Москве отделение, где лечили подобные новообразования. Богатая клиническая практика врачей онкобольницы № 62 в сочетании с передовыми технологиями позволила обеспечить качественно новый уровень оказания медицинской помощи на всех этапах.
Преимущество НПЦ — это возможность оказывать пациентам с опухолями костей и мягких тканей целенаправленную и узкоспециализированную помощь за счет профессиональной команды врачей, собранных в одном месте. В центре работают специалисты разных направлений: онкологи, травматологи, нейрохирурги, радиологи, химиотерапевты. Поэтому здесь можно оперативно провести консилиум врачей, что особенно важно для точной диагностики на ранних стадиях и лечения сложных случаев.
«Саркома — редкая болезнь, которая приводит к переломам костей. У взрослых людей саркомы встречаются примерно в одном проценте случаев от числа всех злокачественных заболеваний, у детей и подростков — в 15 процентах случаев. К сожалению, из-за того, что саркома встречается редко, врачи не всегда могут сразу распознать этот вид опухоли, особенно если она первична и еще не дала метастазы», — объясняет Эльмар Мусаев, руководитель НПЦ, ортопед-травматолог, нейрохирург, онколог, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН.
Опухоли костей могут появиться и как новый недуг, и как следствие уже вылеченного онкологического заболевания любой локализации. С июня в Москве пациентов с подозрением на рак костей маршрутизируют по новым алгоритмам на всех этапах — от диагностики в центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) до завершения хирургического или лекарственного лечения. Новая маршрутизация устанавливает сроки проведения консультаций, консилиумов, диагностических исследований и лечения. Например, в случае подтверждения диагноза в ЦАОП пациент в течение одного дня получит электронное направление на консультацию к врачу-онкологу центра опухолей костей и мягких тканей.
Для того чтобы выявить пациентов, которым необходимо узкоспециализированное лечение, налажена связь с травматологическими и нейрохирургическими отделениями больниц. Туда потенциально могут попадать пациенты с переломами, которые вызваны не травмами, а онкологическим заболеванием костей. У врачей больниц есть возможность связаться с НПЦ, чтобы в течение двух-трех дней были проведены обследование и консилиум. Такой подход помогает установить истинную причину перелома и принять решение о правильном лечении в случаях, когда человек, к примеру, оказался в приемном отделении обычного травматологического стационара с патологическим переломом, причиной которого стала именно опухоль.
«Лечащий врач в больнице может по телемосту связаться с нашим центром, и мы коллегиально наметим тактику ведения пациента. Наши специалисты в пилотном режиме провели уже более 100 таких консилиумов», — отмечает Эльмар Мусаев.
Для больных саркомой крайне важно как можно быстрее получить лечение. Особенно это касается пациентов с опухолями позвоночника. При переломе костей осколки способны попасть в спинной мозг, что может привести к параличу. В незамедлительном лечении нуждаются и люди с патологическими переломами бедренной кости. Это также лишает человека подвижности и приводит к тяжелым последствиям.
«Существует алгоритм обследования таких пациентов. Он применяется для выбора тактики лечения. Врачи-онкологи НПЦ назначат химио-, лучевую терапию или операцию. Первые два вида лечения могут провести специалисты и в других онкологических клиниках», — рассказывает Эльмар Мусаев.
Обойтись без хирургического вмешательства
Специалисты центра выбирают различные способы лечения в зависимости от вида опухоли. При этом решение о необходимости или исключении операции принимается исходя из состояния больного, локализации и распространения опухоли. Например, если она чувствительна к химио- или лучевой терапии, то больной может избежать операции. Иногда оперативное вмешательство невозможно, например при опухоли позвоночника со множественными метастазами.
Лучевую терапию в центре проводят с использованием оборудования нового поколения. Большие дозы облучения способны убить опухоль, но при этом важно не повредить соседние, здоровые ткани. Раньше их невозможно было не затронуть, однако современные приборы позволяют работать максимально прицельно. С их помощью специалисты могут смоделировать направленное 4D-облучение, увеличить его дозу в несколько раз и добиться более эффективной терапии без вреда для здоровых тканей. Особенно это важно при локализации опухоли в позвоночнике, так как спинной мозг чувствителен к облучению.
Высокотехнологичные операции
Несмотря на возможности консервативного лечения, при некоторых видах рака, таких как хондром (опухоль хрящевой ткани), единственной надеждой человека становится операция. Хирургическое вмешательство при этом имеет свои особенности. В большинстве случаев опухоль нужно удалять радикально, вместе с окружающими тканями — это делается для профилактики распространения метастазов.
Специалисты центра внедрили новые виды операций, например при опухолях позвоночника. Благодаря применению мини-инвазивных технологий, которые подразумевают меньшее хирургическое вмешательство, пациенты быстрее восстанавливаются после операции.
Хирурги центра выполняют редкие операции: расширенные комбинированные вмешательства с удалением части позвонков с магистральными сосудами и внутренними органами, тотальное удаление крестца с пояснично-тазовой стабилизацией, а также занимаются пересадкой кожи, реконструкцией сосудов и нервных окончаний.
При удалении костей или суставов больному проводят эндопротезирование. В нем нуждаются пациенты, которым пришлось удалить кости таза, или пациенты с другими нестандартными дефектами. Врачи вместе с инженерами на основе дооперационной компьютерной томографии создают индивидуальный дизайн импланта, а потом его печатают из титана на 3D-принтере. В итоге больной получает протез по квоте в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи всего через пять-семь дней.
«Хирург-онколог — это не просто специалист, который выполняет оперативные вмешательства. Он должен использовать и хирургические, и онкологические аспекты подхода к больному, точно знать биологию опухоли, понимать ее распространение. У нас постоянно идут консилиумы, посвященные каждому пациенту: когда оперировать, необходимо ли в принципе оперировать», — говорит Эльмар Мусаев.
Ценный опыт для всех
Сегодня в НПЦ опухолей костей и мягких тканей не только лечат сложные случаи онкологических заболеваний. Здесь создан центр повышения квалификации для хирургов других московских больниц. Специалисты центра собирают клинический материал, ведут научную работу и делятся опытом с коллегами. Более того, центр получил лицензию на образовательную деятельность и открыл кафедру, где проводятся курсы для онкологов и травматологов.
«Из-за того, что первичные опухоли костей встречаются очень редко, в наши задачи входит обучение специалистов других больниц алгоритмам выявления таких заболеваний», — поясняет Эльмар Мусаев.
Врачей обучают методам профилактики и предупреждения патологических переломов, современным подходам в маршрутизации и лечении таких пациентов. В центре постоянно проводят консультации по видеосвязи для коллег из других больниц. Также там обмениваются опытом с учреждениями по всей России.