Сады в старинных фолиантах. Изучаем ботанические атласы из музеев

25 марта 2022, 10:12Сады в старинных фолиантах. Изучаем ботанические атласы из музеев

Плоды совместного труда ботаников, художников и граверов, хранящиеся в коллекциях музеев-заповедников «Царицыно» и «Коломенское», — в материале mos.ru.

Сегодня некоторые виды исчезнувших растений можно найти только на иллюстрациях и страницах ботанических атласов. Однако эти книги имеют не только научную ценность. Опубликованные в них изображения редких трав, причудливых плодов и самых простых цветов вдохновляют сегодня всех, чья профессия связана с художественным творчеством, — живописцев, графиков, дизайнеров.

Впрочем, чтобы замереть, разглядывая тонкие стебли, глянцево блестящие листья и нежные лепестки на старинных гравюрах, необязательно быть связанным с искусством. Достаточно просто очень соскучиться по лету и цветущим садам.

История возникновения ботанических атласов тесно связана с фармацевтикой и врачеванием. Большинство лекарств делали из растительного сырья, поэтому важно было знать, как выглядят полезные и ядовитые травы.

Одним из первых европейских ботанических атласов была книга «О лекарственных веществах» римского военного врача Диоскорида. Он подробно описал свойства трав и выполнил иллюстрации с натуры. Книга, созданная в 77 году нашей эры, оставалась единственным подобным травником в Европе вплоть до XVI века. За полторы тысячи лет ее множество раз переписывали, дополняли комментариями и зарисовками.

В эпоху Великих географических открытий (XV–XVII века) люди стали узнавать не только о новых землях и их обитателях, но и об их фауне и флоре. Если изначально ботанической иллюстрацией занимались аптекари и художники, то с XV века этим видом искусства овладели и некоторые ученые.

Популярности ботанических атласов способствовало и изобретение печатного станка. Акварельные работы художников передавали на печати сначала в технике ксилографии (оттиск с помощью формы из дерева). Позже иллюстрации делались в технике гравюры на металле с последующим раскрашиванием от руки.

Над созданием ботанического атласа обычно работал не один человек, а группа. Это были аптекари или ботаники (некоторые из них — еще и художники). Также приглашали ботанических иллюстраторов и мастеров-граверов. На работу уходили годы. Такой кропотливый труд стоил дорого, поэтому ботанические атласы могли позволить себе только состоятельные люди.

Сегодня, когда технологии ушли далеко вперед, ботанические атласы продолжают приковывать внимание. Ботаническая иллюстрация вдохновляет современных художников и дизайнеров, которые отправляются в музеи, чтобы рассмотреть в деталях роскошные фолианты. Хранятся их отдельные образцы и в Москве.

В коллекции музея-заповедника «Царицыно» есть один из красивейших и самых ценных ботанических атласов — Phytanthoza iconographia, созданный в XVIII веке в Германии ботаником и фармацевтом Иоганном Вильгельмом Вайнманном. Книга содержит более тысячи иллюстраций, описания растений даны на немецком языке и латыни. Атлас предположительно состоит из восьми томов, в музее-заповеднике находятся первые четыре.

Книги имеют твердый кожаный переплет, на корешках — золотое тиснение в виде орнамента, в верхней части на красном фоне — название атласа, номер тома и литерные обозначения. В первом томе текст предваряют два фронтисписа (рисунок, который размещается в книге на одном развороте с титульным листом) — портреты Вайнманна и ботаника Амброзиуса Карла Билера. Иллюстрации выполнены с гравюр на меди и раскрашены вручную. Некоторые из них имеют неточности с точки зрения ботаники — иногда художники делали ставку на выразительность, а не достоверность. Например, на страницах атласа можно встретить фантастическое изображение арбуза, из разреза которого распускается цветок.


Создатель атласа родился в 1683 году в городе Гарделегене в семье парикмахера. О его ранних годах мало что известно. В 1712-м Вайнманн купил дом и аптеку, а спустя 30 лет приобрел обанкротившийся фармацевтический бизнес, который смог превратить в процветающий концерн. Но главной его страстью была ботаника — Иоганн даже основал небольшой ботанический сад в Регенсбурге. А когда предприниматель достаточно разбогател, то принялся за главный труд своей жизни.

Работу над ботаническим атласом Вайнманн начал в 1737 году. Официальное название было очень длинное и включало подробности содержания книги и имена авторов. Начиналось оно так: «Изображение растений и цветов, или Обзор нескольких тысяч растений, деревьев, плодовых деревьев, цветов, фруктов, грибов и проч».. Иоганн нанял начинающего графика Георга Дионисия Эрета, который впоследствии стал одним из ведущих иллюстраторов и работал с Карлом Линнеем. Для атласа Эрет создал первые 500 иллюстраций.







После разногласий с графиком Вайнманн расторг контракт и позвал императорских художников и граверов Иоганна Элиаса Ридингера и Иоганна Якоба Хайда. Первый из них был художником-анималистом и гравером на меди, второй — художником, гравером в технике меццо-тинто, издателем. В отличие от Эрета они мало разбирались в ботанике, за что составителя атласа впоследствии часто критиковали.

Над указателем к атласу работали Герман Бурхаве (один из самых известных врачей XVIII века, ботаник и химик, член Лондонского королевского общества, иностранный член Парижской академии наук) и Иоганн Бурман, голландский биолог, профессор ботаники, флорист, коллекционер, врач, профессор медицины, иностранный почетный член Российской Академии наук). Остальной текст к иллюстрациям написали ботаники Иоганн Георг Николаус Дитерихс, его сын Людвиг Михаэль и Амброзиус Карл Билер.

Атлас издавался восемь лет, и Вайнманн не дожил до выхода всех томов. В 1741 году его работу над книгой взял на себя Билер. Последний том был выпущен в 1745-м.

В коллекции музея-заповедника «Коломенское» хранятся пять гравюр из еще одного известного немецкого ботанического атласа. Hortus Eystettensis («Сад Айхштетта») был создан в XVII веке в Нюрнберге, и это настоящее сокровище ботанической литературы. Легендарный ботаник и зоолог Карл Линней называл книгу «несравненным произведением». Первое издание атласа — сегодня самый дорогой справочник о растениях.

Автором книги был аптекарь и ботаник Базилиус Беслер. В 1597 году его пригласил архиепископ Иоганн Конрад фон Гемминген для создания ботанического сада в своей резиденции в Айхштетте. Беслер создал непревзойденный по красоте сад, в котором собрал экзотические растения со всего света. Айхштеттский сад славился по всей Европе.




Много лет Беслер составлял каталог своей коллекции трав и цветов, особое внимание уделяя культурным и лекарственным. Он потратил более 16 лет на зарисовку растений. С описанием ему помогал ботаник Людвиг Юнгерманн. Беслер старался запечатлеть цветы и травы в натуральную величину, насколько позволял формат, и максимально реалистично. Каждый лист будущего атласа был 54 сантиметра в высоту и 44 сантиметра в ширину.

Первую книгу издали в 1613 году, в нее вошли 367 гравированных листов. Над ней работал Вольфганг Килиан, представитель известной династии мастеров-граверов. Атлас был издан в 300 экземплярах и стоил 500 гульденов — колоссальная для того времени сумма.

Вскоре после выхода книги сад в Айхштетте уничтожил пожар, он остался только на страницах ботанического атласа. Книга переиздавалась еще несколько раз. В 1713 году готовилось юбилейное издание, однако вышло оно только в 1750-м. Пять гравюр, которые хранятся сегодня в «Коломенском» — именно из этого издания. На них изображены рододендрон, скабиоза, лютики, а также лилии «голубоглазка» и «вероника». Они отпечатаны на вержированной (сделанной из ветоши) бумаге и раскрашены вручную. Оригинальные пластины, с которых производилась печать, были уничтожены в 1817 году на Монетном дворе Мюнхена. Считается, что сегодня сохранились всего 14 книг первого издания «Садов Айхштетта».

Источник

Добавить комментарий