10 июня 2022, 15:51Сергей Собянин посетил открывшуюся станцию Печатники МЦД-2Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Планируется, что за счет реализации программы реновации к 2025 году число горожан, живущих в пешей доступности от станции, превысит 80 тысяч человек.
Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров присутствовали на открытии станции Печатники МЦД-2.
«Подарок ко Дню России сделали строители Москвы, дорожники, создав такой уникальный новый вокзал на юго-востоке города, который объединяет МЦД-2, Люблинско-Дмитровскую линию метро и буквально скоро — Большую кольцевую линию метрополитена, формируя здесь большой транспортно-пересадочный узел. Уже сегодня улучшается транспортная доступность трех районов Москвы, в которых проживает более 300 тысяч человек. 50 тысяч человек только живут в шаговой доступности от станции, и это дает возможности для развития большого промышленного района: его реновации, реконструкции, создания новых рабочих мест, жилья», — сказал Мэр Москвы.
Новая станция МЦД-2 Печатники расположена на перегоне между станциями Люблино и Текстильщики. С открытием Печатников количество остановочных пунктов МЦД-2 увеличилось до 36.
Строительство станции было начато в конце 2019 года и завершено в июне 2022 года.
Открытие станции улучшит транспортное обслуживание жителей районов Печатники, Люблино и Текстильщики, из них в пешей доступности от нее проживают около 50 тысяч человек. За счет реализации программы реновации к 2025 году число горожан, живущих в пешей доступности от станции, превысит 80 тысяч человек.
Благодаря новой станции москвичи смогут строить альтернативные маршруты поездок по городу, экономя до 20–30 минут (в том числе благодаря отсутствию необходимости пользоваться наземным транспортом).
Пассажиры из области получат новый ТПУ, где можно пересесть на Люблинско-Дмитровскую и Большую кольцевую линии (БКЛ) метро и наземный транспорт. В результате открытия Печатников количество ТПУ на МЦД-2 возросло до 13.
«Это крупнейшая пересадочная станция среди станций первого и второго диаметров, которая соединит еще и пешеходной связью, благодаря которой будут созданы удобные и качественные транзитные маршруты», — отметил заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
Ожидается, что к 2025 году станцией Печатники МЦД-2 будут пользоваться около 8,5 тысячи пассажиров в сутки, а к 2030 году пассажиропоток вырастет примерно на 30 процентов.
Кроме того, благодаря открытию станции создана удобная и безопасная пешеходная связь между районами Печатники, Текстильщики и Люблино, которой будут пользоваться около трех тысяч человек в сутки. Ранее, чтобы перейти через железную дорогу и добраться до станции метро «Печатники», жителям микрорайонов, расположенных на улицах Люблинской, Шкулева, Артюхиной, Малышева и других, нужно было делать крюк в несколько километров и тратить на это около 20–30 минут.
Для жителей Печатников станет проще и удобнее путь в музей-усадьбу «Люблино» и парк «Кузьминки», расположенные по другую сторону железной дороги.
Открытие станции Печатники МЦД-2 позволит снизить нагрузку на станцию метро «Текстильщики» (примерно на семь процентов) и прилегающую улично-дорожную сеть, включая Южнопортовую, Шоссейную и Люблинскую улицы (до 15 процентов).
Новая станция была построена в соответствии со стандартами комфорта московского транспорта и представляет собой трехуровневый вокзал общей площадью 11,2 тысячи квадратных метров.
Первый уровень — подземный пешеходный переход в сторону Люблинской улицы. На втором наземном уровне расположены платформы и входные группы, на третьем — пассажирский терминал (конкорс) с кассами и турникетами.
Две островные платформы оборудованы навесами типа «ласточкин хвост», которые защищают пассажиров от осадков. Такая форма навесов не дает снегу и воде стекать на пассажиров, заходящих в поезд. Через специальные отверстия осадки уходят в дренажную систему.
Тепловые завесы и инфракрасные обогреватели сделают ожидание поездов комфортным даже в прохладную погоду.
На лифте, эскалаторе или по лестнице с платформ можно подняться в большой надземный пассажирский терминал с четырьмя кассами, в том числе одной заниженной для маломобильных пассажиров, турникетами, электронными табло и туалетной комнатой.
Олег Белозеров, генеральный директор ОАО «РЖД», уточнил, что такой транспортно-пересадочный узел является совершенно новым для Москвы.
По крытой надземной галерее из терминала можно выйти на улицу к станции метро «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии и к будущей станции БКЛ.
Современной безбарьерной инфраструктурой будет удобно пользоваться пожилым людям, родителям с колясками и пассажирам с ограниченными возможностями здоровья.
Открытие станции Печатники МЦД-2 стало первым этапом формирования крупного транспортно-пересадочного узла Москвы, который объединит две линии метро — Люблинско-Дмитровскую и Большую кольцевую, МЦД-2 и маршруты наземного общественного транспорта.
«Это проект, направленный в будущее, с одной стороны. С другой стороны — уже сегодня дающий большой эффект», — уточнил Сергей Собянин.
Формирование ТПУ «Печатники» планируется завершить в 2023 году, когда будет открыта станция БКЛ, построены пешеходные галереи по типу «сухие ноги», а также завершено строительство участка Юго-Восточной хорды (Московского скоростного диаметра) и дублера Люблинской улицы.
В рамках благоустройства расположенной рядом территории возведут подземный пешеходный переход через улицу Гурьянова, организуют удобные пешеходные подходы, установят современные остановки наземного городского пассажирского транспорта и дополнительные светофоры.
В будущем здесь собираются построить торгово-развлекательный комплекс с наземным паркингом на 410 машино-мест. Также в планах — возведение вокзала для поездов дальнего следования.
Согласно прогнозам, в 2025 году пассажиропоток ТПУ «Печатники» составит около 70 тысяч человек в сутки. По словам Максима Ликсутова, в перспективе станция может стать остановочной для поездов дальнего следования, чтобы снизить нагрузку на Восточный вокзал.
Протяженность МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск) составляет 80 километров. На линии расположено 36 станций (с учетом новой станции Печатники), с 13 из них можно сделать удобную пересадку на станции метро и МЦК. Ориентировочное время в пути от Нахабина до Подольска составляет 122 минуты.
Пассажиров перевозят современные поезда «Иволга» и ЭП2Д, средний возраст которых не превышает трех лет.
Открытие МЦД-2 позволило улучшить транспортное обслуживание жителей Нахабина, Красногорска, Подольска и других ближайших населенных пунктов. Передвижение по городу упростилось и для жителей около 30 московских районов.
«На сегодняшний момент порядка 500 тысяч человек уже пользуются диаметрами. Мы установили за несколько месяцев очередной рекорд по МЦК — перевезли 596 тысяч человек. Предыдущий был также в 2019 году. То есть все, что было запланировано, цифры абсолютно уникальные, и когда сомневаются, будет ли востребована инфраструктура, можно ответить, что цифры говорят сами за себя — именно такой подход, направленный в будущее, дает такую возможность», — уточнил Олег Белозеров.
В 2019–2022 годах на линии МЦД-2 были построены и открыты новые станции Волоколамская, Пенягино, Остафьево, Курьяново, Щукинская и Печатники. Проведена реконструкция остановочных пунктов Опалиха, Нахабино и Подольск.
До конца 2022 года планируется завершить строительство станции МЦД-2 Марьина Роща, которая станет частью крупного ТПУ и будет интегрирована с существующей станцией метро Люблинско-Дмитровской линии, а в перспективе и с одноименными станциями Большой кольцевой линии метро и МЦД-4.
Рассматривается возможность строительства станции Котляково, которая будет интегрирована с МЦД-5.
Таким образом, в перспективе число остановок на МЦД-2 должно увеличиться до 38, а количество пересадочных станций — до 15.
Помимо продолжения строительства новых и реконструкции существующих путей, в 2021 году на объектах Центрального транспортного узла завершили строительство или реконструкцию восьми городских вокзалов на станциях:
— Баковка МЦД-1 (вокзал открыт в январе 2021 года);
— Щукинская МЦД-2 (вокзал открыт в июне 2021 года);
— Аминьевская МЦД-4 (вокзал открыт в декабре 2021 года);
— Апрелевка МЦД-4 (вокзал открыт в сентябре 2021 года);
— Внуково МЦД-4 (вокзал открыт в апреле 2021 года);
— Кокошкино МЦД-4 (вокзал открыт в октябре 2021 года);
— Матвеевская МЦД-4 (вокзал открыт в декабре 2021 года);
— а также вокзала «Восточный» для поездов дальнего следования в составе ТПУ «Черкизово» (открыт в мае 2021 года).
Кроме того, на станции Окружная МЦД-1 была открыта новая платформа и вторая очередь южного вестибюля. На МЦК заработал дополнительный вестибюль на станции Локомотив.
В планах на 2022 год — завершить строительство трех новых и реконструкцию семи существующих железнодорожных станций:
— МЦД-1 — Тимирязевская, Окружная (второй этап, интеграция с метрополитеном и МЦК в едином контуре);
— МЦД-2 — Печатники (новая, открыта в июне 2022 года), Марьина Роща (новая);
— МЦД-4 — Толстопальцево (открыта в мае 2022 года), Мещерская, Переделкино, Лесной Городок, Очаково, Минская (новая, завершен первый этап, открыта в апреле 2022 года).
Кроме того, в июне 2022 года было завершено строительство железнодорожной линии до северного терминального комплекса аэропорта Шереметьево и открыт новый терминал для аэроэкспрессов. Теперь пассажиры могут добираться из Москвы до терминалов В и С без пересадок.