5 апреля 2022, 20:37Сергей Собянин принял решение продолжить масштабное обновление подвижного состава московского транспортаФото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Это обеспечит финансовую устойчивость крупнейших российских предприятий — производителей подвижного состава пассажирского транспорта.
В столице продолжится реализация программы обновления общественного городского транспорта. Для этого Правительство Москвы примет ряд мер поддержки компаний, работающих в этой сфере. В электродепо «Солнцево» состоялась встреча руководителей предприятий транспортного машиностроения с Сергеем Собяниным. В это электродепо недавно поступил 100-й поезд метро нового поколения «Москва-2020». В совещании также принял участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Борисов.
«Считаю, что в условиях санкционного давления, экономических сложностей мы не должны уменьшать городской заказ. Более того, мы сделаем его долгосрочным, понятным на ближайшую перспективу. Поможем машиностроителям получить льготные кредиты, поможем с их инвестиционными программами, разработкой новых видов транспорта. Так что я уверен, что и транспортное машиностроение будет сохранено, и мы будем получать по-прежнему новые машины», — отметил Сергей Собянин.
Мэр Москвы подчеркнул, что ни одна городская программа не будет остановлена, продолжится развитие общественного транспорта.
«У нас впереди несколько глобальных проектов, которые должны быть реализованы в ближайшие годы. Это МЦД-3, МЦД-4, которые потребуют большого количества нового подвижного состава пригородных электричек. Плюс к этому мы намерены уже в этом году закончить строительство Большой кольцевой линии, самой большой в мире. Она тоже потребует новый подвижной состав. Помимо этого, мы будем продолжать наращивать объемы поставок электробусов», — добавил Сергей Собянин.
Город примет ряд решений, которые позволят машиностроителям адаптироваться к изменившейся ситуации и выполнить свои обязательства по поставкам подвижного состава. Среди этих решений:
— увеличение ежегодного авансирования поставок, а также ускорение оплаты поставок по факту передачи продукции (без ранее применявшейся отсрочки платежа). Это позволит увеличить оборотные средства производителей и снизить их потребность в привлечении кредитных средств, что позитивно скажется на финансовом состоянии компаний, своевременной выплате заработной платы и гарантии выполнения всех обязательств по поставкам подвижного состава в рамках заключенных контрактов;
— актуализация условий контрактов по поводу соответствия цены подвижного состава его реальной рыночной стоимости. Это позволит не допустить срыва плана поставок из-за убыточности производства. В контрактах на поставку и сервисное обслуживание планируется применение гибкой формулы цены.
— гибкое продление сроков поставки по ранее заключенным контрактам, если это будет необходимо для замещения импортных узлов и комплектующих, и развития производства в России;
— изменение требований к подвижному составу — исключение ряда обязательных параметров, не влияющих на безопасность перевозки пассажиров, что позволит быстро заменять санкционные комплектующие на российские и зарубежные аналоги;
— разрешение использования запасных частей альтернативных производителей в ходе сервисного обслуживания. Это решение гарантирует выполнение обязательств в рамках контрактов жизненного цикла, исключит риск вывода техники из эксплуатации и обеспечит качество перевозки пассажиров.
«С Правительством Российской Федерации мы активно работали по поддержке системообразующих предприятий, по субсидированию кредитных ставок, другим направлениям», — отметил Сергей Собянин.
Комплексные меры поддержки, принятые Правительством Москвы, обеспечат финансовую устойчивость крупнейших российских предприятий — производителей подвижного состава пассажирского транспорта. По оценкам, это позволит сохранить более 150 тысяч рабочих мест в десятках регионов России.
Традиционно Москва является основным заказчиком большинства видов подвижного состава городского транспорта. На долю столицы приходятся поставки всех электробусов, 90 процентов вагонов метро, 85 процентов пригородных электропоездов и 70 процентов трамваев, выпускаемых в нашей стране. Правительство Москвы закупает только отечественную технику.
«Мы много говорим об импортозамещении. В транспортной отрасли, я считаю, оно полностью состоялось. Москва не закупает никакой импортной техники. Более того, совместно с машиностроителями созданы лучшие мировые образцы трамвая, метровагона, пригородной электрички, электробусов. И конечно, это создает новый уровень комфорта для миллионов москвичей, которые каждый день пользуются этим транспортом», — уточнил Сергей Собянин.
В 2011–2021 годах в город было поставлено 11 010 автобусов и электробусов, 3778 вагонов метро, 3096 вагонов поездов пригородного сообщения, Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД), а также 641 трамвай.
Совокупный объем долгосрочного заказа Москвы на поставку и сервисное обслуживание продукции машиностроительных предприятий составил более одного триллиона рублей.
Сергей Собянин добавил, что за последние годы были вложены колоссальные ресурсы в обновление городского общественного транспорта. Это беспрецедентная программа. В результате 19 тысяч единиц новой техники вышло на дороги Москвы, в метро и пригородное сообщение.
Стабильно высокий объем заказа на продукцию российского транспортного машиностроения со стороны Правительства Москвы создает благоприятные условия для инвестиций в обновление, улучшение качества и надежности производимого транспорта, а также локализации в России ключевых узлов и компонентов. В результате поставляемая техника соответствует лучшим мировым образцам. В частности, сегодня город эксплуатирует крупнейший парк электробусов в Европе (тысяча машин).
С 2011 года средний возраст вагонов метро снизился на 10 лет (показатель обновления — почти 70 процентов). Средний возраст московских трамваев уменьшился почти на восемь лет (93 процента), автобусов — на семь лет (обновили полностью), вагонов поездов пригородного железнодорожного сообщения — на 15 лет (65 процентов). Парк МЦД — самый удобный в России и один из самых молодых в Европе, средний возраст поездов не превышает трех лет.
Поставляемый в рамках контрактов жизненного цикла (КЖЦ) транспорт обслуживается производителем в течение всего срока эксплуатации. Он составляет 30 лет для вагонов метро и трамваев, 15 лет для электробусов, семь лет для автобусов.
КЖЦ гарантируют своевременность и качество обслуживания подвижного состава, а также позволяют снижать расходы на эти цели. С 2014 года транспортный комплекс сэкономил более 10 миллиардов рублей бюджетных средств.
Российский поезд нового поколения «Москва-2020» разработали по заказу городских властей для эксплуатации на линиях столичной подземки.
Московский метрополитен уже получил 776 новых вагонов — 100 составов, которые обслуживают пассажиров на Кольцевой, Большой кольцевой и Калужско-Рижской линиях метро. При этом на обеих кольцевых линиях курсируют только новые составы.
Серийные поставки этих поездов начались в 2020 году. В соответствии с заключенными контрактами до 2023 года включительно Московский метрополитен должен получить 1360 вагонов. В 2022–2023 годах город получит 584 новых вагона.
Благодаря масштабным поставкам нового подвижного состава средний возраст вагонов метро снизился почти в два раза — с 22 до 12 лет. Таким образом, в Москве сегодня действует один из самых молодых парков вагонов метро по сравнению с метрополитенами в городах Европы и Америки. К 2023 году доля современных поездов в парке московского метро достигнет 80 процентов (сейчас почти 70 процентов).
Поезда «Москва-2020» по сравнению с моделями предыдущих серий обладают рядом преимуществ. Среди них:
— рекордно широкие двери (на 28 процентов шире) — 160 сантиметров вместо 125 — для быстрого входа и выхода пассажиров;
— широкий межвагонный переход — 160 сантиметров;
— новейшая система информирования пассажиров, включающая увеличенные ЖК-дисплеи со схемой линии над дверьми, новые информационные дисплеи в консолях под потолком, система ЖК-мониторов на стенах, увеличенные тач-экраны для построения маршрутов;
— боковые маршрутные табло снаружи поезда;
— впервые в вагонах на Кольцевой линии появились USB для зарядки гаджетов (320 штук), розетки находятся между сиденьями;
— на 15 процентов ниже уровень шума по сравнению с более ранними моделями поездов;
— улучшенные системы безопасности пассажиров;
— система автоматизированного ведения (при наличии соответствующей инфраструктуры поезд сможет обеспечить движение в автоматическом режиме).