4 апреля 2022, 16:18Сергей Собянин присутствовал на открытии станции Минская Киевского направления Московской железной дорогиФото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Станция улучшит транспортное обслуживание жителей районов Фили-Давыдково, Раменки, Дорогомилово и в перспективе войдет в состав четвертого Московского центрального диаметра.
В Москве открыли станцию Минская Киевского направления Московской железной дороги (МЖД). В перспективе она войдет в состав четвертого Московского центрального диаметра (МЦД-4).
В церемонии открытия приняли участие Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
«Мы продолжаем вместе с “Российскими железными дорогами” реализовывать, пожалуй, самый масштабный проект железнодорожно-транспортной инфраструктуры в Центральном транспортном узле, — отметил Сергей Собянин. — Открываем Минскую — новую станцию. Недавно открыли Аминьевскую. И вот эти две станции сразу дают огромный эффект — более чем на 20 процентов снижают загрузку транспортно-пересадочного узла в районе Киевского вокзала, одного из самых перегруженных в Москве».
Станция Минская построена на перегоне между станциями Матвеевская и Поклонная Киевского направления МЖД (перспективный МЦД-4). С новой станции можно сделать пересадку на Солнцевскую линию метро.
«Станция Минская важна тем, что создает крайне удобную пересадку для пассажиров, которые едут из Новой Москвы по Киевскому направлению, и теперь они могут не доезжать до Киевского вокзала, пересесть здесь, доехать, если надо, до Москва-Сити либо дальше поехать по Солнцевской линии метро», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Строительство станционного комплекса площадью 4,56 тысячи квадратных метров началось во втором квартале 2019 года. В настоящее время завершился первый этап — построены:
— современная островная платформа длиной 270 метров с навесом на всю длину для защиты пассажиров от дождя и снега, информационными табло, энергоэффективным светодиодным освещением и удобной навигацией;
— пассажирский терминал с кассовой зоной (включая кассу для маломобильных граждан с окном на более низком уровне), турникетами и туалетной комнатой. Терминал обеспечивает выход к станции «Минская» Солнцевской линии метро, в сторону Минской улицы и парка Победы.
Для комфортного прохода пассажиров между станциями железной дороги и метро обустроен навес — пересадка осуществляется по принципу «сухие ноги» и занимает около одной минуты.
Для прохода к поездам можно воспользоваться эскалаторами и пассажирским лифтом.
Новая станция улучшит транспортное обслуживание свыше 315 тысяч жителей районов Фили-Давыдково, Раменки и Дорогомилово, из которых 13 тысяч человек живут от нее в радиусе 1,2 километра. Ежедневно Минской смогут пользоваться свыше 8,5 тысячи пассажиров. К 2025 году прогнозируют увеличение среднесуточного пассажиропотока до 17,5 тысячи — с перспективой дальнейшего роста.
Рядом со станцией расположены остановки восьми маршрутов наземного общественного транспорта. Поездка на поезде от Минской до Киевского вокзала займет около 10 минут, а до новой, открытой в декабре 2021 года станции Аминьевская, с которой можно пересесть на Большую кольцевую линию метро, — всего две — четыре минуты.
Минская позволит разгрузить Киевский вокзал на 14 процентов, а с учетом ранее открытой Аминьевской — на 21 процент.
Сергей Собянин напомнил, что Киевское направление железной дороги — одно из самых востребованных.
«Сегодня обновлен пассажирский вагонный состав, тактовое движение шестиминутное введено, то есть, не дожидаясь открытия МЦД-4, мы видим серьезный транспортный эффект», — подчеркнул Мэр Москвы.
До конца этого года планируют завершить второй этап строительства станции — возвести вторую платформу с лестнично-эскалаторным ходом и навесом по принципу «сухие ноги». Также специалисты благоустроят прилегающую территорию общей площадью 7,6 гектара. Здесь устроят парковки на 152 автомобиля и 24 велосипеда, две современные автобусные остановки, светофор, две пешеходные стелы. Установят около 60 опор освещения, порядка 60 малых архитектурных форм. Обустроят 25 тысяч квадратных метров газона и высадят 60 деревьев.
Общая протяженность будущего МЦД-4 «Киевско-Горьковский» составит 86 километров. На нем будет расположено 39 остановочных пунктов, 37 из которых будут открыты для пассажиров при начале движения (две остановки начнут работать после 2025 года). Конечными станциями диаметра станут Апрелевка Киевского направления и Железнодорожная Горьковского направления МЖД.
Четвертый диаметр создаст новую сквозную линию наземного метро, которая пройдет с запада на восток через Москву и свяжет семь центральных железнодорожных вокзалов столицы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский. Еще одна особенность МЦД-4 — самое большее количество пересадочных станций. Здесь их будет 18 — с 35 вариантами пересадок на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и другие диаметры.
«Горьковское и Киевское направления соединятся в МЦД-4, будут соединены семь центральных вокзалов Москвы. И конечно, жители получат совершенно другую транспортную инфраструктуру. Ведется огромная работа, строятся третий, четвертый главные пути, строятся новые станции», — рассказал Сергей Собянин.
Современные комфортные поезда МЦД-4 будут следовать с интервалами до 5–5,5 минуты в часы пик и без дневных перерывов. Для перевозки пассажиров будут использовать 65 поездов, еще 88 составов будут следовать по Киевскому и Горьковскому радиусам. Парк поездов МЦД-4 планируют обновить до 2025 года, а поезда, следующие в дальнее Подмосковье, — до 2027 года.
Суточный пассажиропоток четвертого диаметра может составить 455 тысяч человек. Это на 84 процента больше текущего показателя. В поездах МЦД-4 будет создано 1,9 миллиона пассажирских мест в сутки.
По предварительным расчетам, только для поездок внутри столицы линией будут пользоваться около 30 миллионов человек в год.
Благодаря развитию железнодорожного сообщения уже виден прирост пассажиров в Центральном транспортном узле.
«Лучший показатель востребованности пассажирской инфраструктур — это, конечно, увеличение количества людей, которые ежедневно пользуются пригородным железнодорожным сообщением, — отметил Максим Ликсутов. — Если сравнивать итоги прошлого года, количество пассажиров относительно предыдущего года выросло почти на семь процентов. В этом году мы прогнозируем рост примерно на пять — семь процентов».
Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров уточнил, что за последний месяц увеличение числа пассажиров составило более одного процента: «И мы предвидим, что к лету прирост пассажиров будет намного больше».
Открытие МЦД-4 улучшит транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы с населением более 2,5 миллиона человек. Добираться до центра столицы станет проще и жителям подмосковных Апрелевки, Реутова, Железнодорожного, а также других расположенных рядом населенных пунктов.
За счет перераспределения пассажиропотоков разгрузятся участки Кольцевой, Калининской, Солнцевской и других линий московского метро.
Более чем на пять тысяч автомобилей в сутки разгрузятся вылетные магистрали: Киевское, Боровское, Косинское, Носовихинское шоссе и шоссе Энтузиастов.
«В следующем году мы запустим ветку — отсюда, со станции Киевского направления можно будет доехать до Белорусского вокзала, проехать по МЦК. Это абсолютно новый уровень комфорта для пассажиров и новый формат передвижения по Москве. Более четырех километров эстакад железной дороги в Москве — это уникально», — сообщил Олег Белозеров.
С точки зрения строительства четвертый диаметр является наиболее сложной линией наземного метро. Для его открытия необходимо связать между собой разрозненные направления Московской железной дороги — Киевское и Горьковское. Поэтому сейчас на нескольких участках будущего диаметра проходят гигантские по объему сложнейшие работы.
В настоящее время ведется:
— строительство третьего и четвертого главных путей Киевского направления МЖД на участке Москва-Пассажирская-Киевская — Апрелевка (окончание — 2023 год);
— строительство соединительной ветки между Киевским и Белорусским направлениями с созданием трех новых остановочных пунктов — Поклонная, Кутузовская и Тестовская (2023 год);
— строительство третьего и четвертого главных путей на участке Москва-Пассажирская-Курская — Москва-Каланчевская (2023 год);
— реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская — Нижегородская со строительством дополнительных главных путей (2024 год);
— строительство третьего и четвертого главных путей на участке Москва-Каланчевская — Марьина Роща (2024 год);
— реконструкция конечных станций оборота поездов Железнодорожная (2024 год).
Параллельно на Киевском направлении идет комплексная реконструкция пассажирской инфраструктуры, во время которой обновляется подвижной состав, а старые платформы трансформируются в современные городские вокзалы.
Сегодня Киевское направление МЖД обслуживает 33 пригородных поезда компании-перевозчика АО «Центральная ППК». Средний возраст поездов — шесть лет. Обновление парка было завершено в 2018 году, и в этом Киевское стало первым среди направлений МЖД. В результате обновления подвижного состава и изменения расписания на Киевском направлении было дополнительно создано более 150 тысяч пассажирских мест в сутки. Это позволило снизить загрузку поездов на 30–40 процентов. Интервал движения поездов в час пик был снижен с девяти до шести минут в смешанном режиме.
«У нас есть большая программа приобретения подвижного состава, обновления парка пригородных электропоездов. Это российские поезда “Иволга” и ЭП2Д. Будем стараться сделать с “Российскими железными дорогами” все, чтобы как можно быстрее, к запуску МЦД-3 и МЦД-4 основное количество поездов, которые курсируют на этих направлениях, было полностью заменено», — отметил Максим Ликсутов.
Столичные поезда изготавливаются на основе программы импортозамещения. «“Иволги” — это новый подвижной состав, который производится на нашем Тверском вагоностроительном заводе. Это лучший подвижной состав с уникальными техническими характеристиками. В том числе замещены “Ласточки”, и мы продолжаем разработку новых технических решений», — добавил Олег Белозеров.
В 2020–2022 годах было открыто 10 станций будущего МЦД-4 (новые Санино, Аминьевская и Минская, реконструированные Победа, Мичуринец, Крекшино, Внуково, Апрелевка, Кокошкино и Матвеевская).
Аминьевская стала первой удобной пересадочной станцией на метро (Большая кольцевая линия) для пассажиров, следующих из ТиНАО и области в центр столицы. А Минская образовала крупный транспортно-пересадочный узел с пересадкой на станцию Солнцевской линии метро.
В 2022 году планируют завершить реконструкцию пяти станций (Толстопальцево, Мещерская, Переделкино, Лесной Городок и Очаково), а также второй этап строительства станции Минская.
Открытие движения на МЦД-4 запланировано на 2023–2024 годы.
Помимо продолжения строительства новых и реконструкции существующих путей, в прошлом году на Центральном транспортном узле было завершено строительство или реконструкция восьми городских вокзалов: Баковки МЦД-1 (открыт в январе 2021 года), Щукинской МЦД-2 (открыт в июне 2021 года), Аминьевской МЦД-4 (открыт в декабре 2021 года), Апрелевки МЦД-4 (открыт в сентябре 2021 года), Внукова МЦД-4 (открыт в апреле 2021 года), Кокошкина МЦД-4 (открыт в октябре 2021 года), Матвеевской МЦД-4 (открыт в декабре 2021 года), вокзала Восточный в составе ТПУ «Черкизово» (открыт в мае 2021 года).
Кроме того, на станции Окружная МЦД-1 открыты новая платформа и вторая очередь южного вестибюля. А на Московском центральном кольце — дополнительный вестибюль на станции Локомотив.
«Я хотел бы поблагодарить Сергея Семеновича. Все решения, которые закладывались и сейчас реализуются, абсолютно уникальны, поэтому Москва — лучший транспортный город, мегаполис в мире», — заключил Олег Белозеров.
В планах на 2022 год — завершить строительство трех новых и реконструкцию семи существующих железнодорожных станций: на МЦД-1 завершат реконструкцию станции Тимирязевская и второй этап работ на Окружной (организация перехода по принципу «сухие ноги» для интеграции с МЦК). На МЦД-2 появятся станции Печатники и Марьина Роща. А на МЦД-4 реконструируют Толстопальцево, Мещерскую, Переделкино, Лесной Городок и Очаково.