Археология и памятники архитектуры12 августа в 07:03Шедевры Кекушева, Быковского и Амлонга: девять часовен и мавзолеев Введенского кладбища признаны памятниками архитектуры
Архитектурный ансамбль расположен по адресу: улица Наличная, дом 1. Часовни и мавзолеи, входящие в него, были построены в XIX — начале XX века. Авторами некоторых из них стали известные зодчие своего времени.
В реестр объектов культурного наследия включено девять построек, относящихся к XIX — началу XX века. Это ансамбль часовен и мавзолеев Введенского (Немецкого) кладбища, который имеет выдающуюся мемориальную значимость для истории Москвы и России. Теперь он находится под охраной государства.
«Это часовни и мавзолеи выдающихся представителей дворянства европейского происхождения XIX — начала ХХ века. Они отличаются редкими для московского некрополя архитектурными и художественными решениями. В создании часовен принимали участие известные архитекторы своего времени: Быковский, Кекушев, Амлонг. Все эти памятники приведут в порядок реставраторы», — прокомментировал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Статус объекта культурного наследия обеспечивает строениям государственную охрану: их нельзя сносить, а владельцы и арендаторы не имеют права проводить какие-либо работы без согласования с городом.
Одна из построек ансамбля — часовня-сень Николая Фердинандовича Кельха. Она была возведена в 1911 году по проекту знаменитого архитектора эпохи модерна Льва Кекушева.
Часовня в планировке имеет форму равноконечного креста. Вход расположен в западной части. Основу орнаментальной ажурной композиции составляет мотив креста в круге, дополненный растительными орнаментами. Внутри часовни находится надгробие Кельха, умершего в 1893 году. Заказчиком часовни-сени был брат покойного Александр Кельх, золотодобытчик и миллионер.
Еще один интереснейший архитектурный объект — часовня-усыпальница семьи Амлонг — построен по проекту члена семьи архитектора Федора Романовича Амлонга в восточной части кладбища. Усыпальница-мавзолей представляет собой небольшой центричный купольный храм, декорированный в неовизантийском стиле. Входы в усыпальницу оформлены в виде полукруглых аттиков, украшенных кронштейнами и пилястрами. Над дверным проемом расположена полуциркульная ниша с надписью Familia Amlong. Федор Амлонг родился в 1871 году, а звание художника-архитектора получил в 1900-м. Эта постройка датирована началом ХХ века. Вероятно, усыпальница была предназначена для матери архитектора.
Федор Амлонг до революции много строил в Казани и прославился своими работами именно в этом городе. В годы советской власти он был несколько раз репрессирован. Есть сведения, что в 1920-е годы он был директором Введенского кладбища и жил с семьей сына на втором этаже дома у северных ворот кладбища. Усыпальница осталась за его семьей.
В перечень сооружений, получивших особый статус, также вошел мавзолей Эмилии Быковской (урожденной Минелли). Она была женой архитектора Михаила Быковского. Мавзолей для усопшей Эмилии был возведен супругом в 1841 году в западной части кладбища. В центральной части постройки можно увидеть крупный резной портал, по бокам от него расположены пристройки полукруглой формы, в нишах которых высечены изречения из Нового Завета. Лаконичные монументальные детали отражают увлечение автора архитектурой Ренессанса.
В архитектурный комплекс также входит часовня, датированная 1840–1850 годами. Она расположена недалеко от главной аллеи. Автор ее неизвестен. Часовня имеет прямоугольную форму. Вход выполнен в виде трапециевидного портала, над ним можно прочесть латинскую надпись Рах (мир).
Внимание посетителей Введенского кладбища всегда привлекает часовня на могиле Александра Александровича Демонси, построенная в начале прошлого века. Она установлена в западной части кладбища. По своим размерам это сооружение превосходит большую часть часовен кладбища. Александр Демонси был богатым человеком — купцом, владельцем модных магазинов. По одной из версий, усыпальницу для него возвел знаменитый московский архитектор Борис Шнауберт. Однако документальных подтверждений этому нет. Предположительно, в часовне проводились богослужения. Планировка здания напоминает крест, внутри сохранился белокаменный алтарный стол, а над ним — белокаменное распятие. Вход в часовню закрыт металлическими рельефными дверями.
Интерес представляет также мавзолей Мишеля де Любич-Залесского — одного из представителей польского знатного рода Залесских. Сооружение располагается в западной части кладбища. Это здание в форме куба, увенчанное высоким куполом, было построено в 1858 году. У фасада фронтон так называемой щипцовой, или ступенчатой, формы. Вход в мавзолей украшен небольшими тонкими колоннами и килевидной аркой с крестом наверху. У здания овальные оконные проемы. Металлические двустворчатые двери с полукруглым завершением декорированы католическим крестом.
Особого внимания также заслуживает мавзолей графини Елизаветы Федоровны Мусиной-Пушкиной (до замужества фон Вартенслебен). Он был возведен в 1830-е годы по заказу племянника и наследника покойной графини Ивана Петровича Мусина-Пушкина. Это белокаменная постройка в стиле ампир. Стены были выложены рустом (природный камень), с четырех сторон здание украсили двухколонные тосканские портики. До наших дней они сохранились лишь частично.
В одной из ниш помещена памятная доска из черного металла с надписью мелкими прописными буквами на немецком языке, сообщающая о том, кто покоится здесь.
Еще одна усыпальница представителя аристократической фамилии — мавзолей княгини Марии Ивановны Волконской (урожденной Геннесиен). Он был построен в 1850-е годы у главной аллеи. Это высокое здание квадратной формы. Каждая из его граней украшена стрельчатой аркой. Над входом, а также с другой стороны здания расположены окна-розы с витражами. Входной проем закрыт рельефной дверью. Мавзолей построен в готическом стиле. Архитектор неизвестен.
Мавзолей семьи Дельсаль исследователи относят к 1840–1850-м годам. Объект расположен на одной из центральных аллей. У сооружения прямоугольная форма. На главном фасаде можно увидеть аттик, увенчанный крестом. Углы мавзолея выделены сдвоенными пилястрами. Стены покрашены в желтый цвет, а декоративные элементы — в белый. Вход закрыт ажурной решеткой, над ней находится круглое окно. Похожее окно есть и на противоположном фасаде. Мавзолей построен в стиле эклектики, архитектор неизвестен.
Семья Дельсаль известна в Москве с 1794 года. Ее родоначальником был Филипп-Огюст Дельсаль, переехавший в Россию с 11 детьми в 1765 году. Семейство прославилось тем, что владело частными семейными пансионами. Точных данных о том, кто может быть захоронен в часовне, нет, предположительно, представители этого рода.
Введенское кладбище было основано по приказу Екатерины II в 1772 году, до 1917 года там хоронили исключительно католиков и лютеран. Поэтому кладбище также называли Немецким. Там находятся могилы создателя знаменитого салата повара Люсьена Оливье и немецкого доктора Федора Гааза. Кроме того, на кладбище можно найти надгробия летчиков дивизии «Нормандия — Неман».
Многие памятники и надгробия на кладбище создали известные скульпторы и архитекторы. Например, по проекту Федора Шехтеля сделано надгробие Е.Ф. Жегиной (1893 год), мавзолеи Феррейнов (1900-е годы) и мукомольных заводчиков Эрлангеров (1911 год).
На Введенском кладбище похоронены многие известные личности: 54 героя Советского Союза, 27 героев Социалистического Труда, 90 революционеров и старых большевиков, более 770 ученых, около 300 артистов, композиторов и дирижеров, 95 литераторов, более 80 художников, скульпторов и архитекторов, почти 200 заслуженных врачей, учителей, строителей, заслуженных деятелей культуры, заслуженных мастеров спорта, множество лиц духовного звания.