Стажировка на экране: в технополисе «Москва» студентов обучают с помощью виртуальной реальности

2 марта 2022, 07:01Стажировка на экране: в технополисе «Москва» студентов обучают с помощью виртуальной реальностиПоделитьсяФото М. Денисова. Mos.ru

Благодаря обучающим программам учащиеся могут без производственного риска повысить уровень своих компетенций.

С сентября 2021 года столичные студенты могут проходить производственную практику с помощью технологий виртуальной реальности. Такие программы разработали сотрудники Московского государственного образовательного комплекса (МГОК).

Одна из базовых кафедр МГОК расположена в особой экономической зоне «Технополис “Москва”», подведомственной столичному Департаменту инвестиционной и промышленной политики. В ОЭЗ работают около 200 высокотехнологичных предприятий, на которых студенты МГОК имеют возможность проходить практику, изучая производство микроэлектроники, современных материалов, оптики, электронной аппаратуры, а также другой промышленной продукции.

Но для начала учащиеся погружаются в производственные процессы при помощи VR-технологий. Преимущество виртуального обучения — в его безопасности. Будущие токари, к примеру, не поранятся при работе со станком, но подготовятся к следующему этапу практики, уже в реальном цехе. К концу прошлого года виртуальную стажировку прошли 40 учащихся столичных вузов, а в феврале 2022-го по инновационным программам занимались уже более 100 молодых специалистов.

О том, как проходит VR-обучение, разрешается ли проливать в виртуальной реальности реактивы и что можно изготовить на компьютерном фрезерном станке, — в материале mos.ru.

Как в компьютерной игре

Базовая кафедра МГОК напоминает площадку из компьютерной игры: стеклянные кубы-комнаты, секции-лектории с разноцветными креслами, декорации в виде штурвалов космических кораблей.





 

В застекленном кабинете VR установлены мониторы. Наготове шлемы, датчики движения, окулусы — специальные джойстики, соединенные с очками виртуальной реальности, которые помогают двигать виртуальные предметы. Студенты могут практиковаться по четырем направлениям: фрезерным и токарным работам, термопластавтомату (литье деталей под давлением), геномной инженерии (технологии выделения генов из организма) и промышленным биотехнологиям (изготовление питательной среды для размножения микроорганизмов).

«Некоторые наши разработки, например симуляторы в области геномной инженерии и промышленных биотехнологий, мы используем не только для практики будущих специалистов, но и для подготовки к чемпионату WorldSkills Russia», — уточняет эксперт.

Не пролить ни капли

Кирилл Рунасов и его коллега Максим Лукьянин показывают, как устроена VR-практика. Первая программа, которую демонстрируют ребята, — промышленные биотехнологии. Сотрудники МГОК запускают мониторы, надевают шлемы с очками, берут в руки окулусы: на дисплее появляется виртуальная лаборатория — и можно начинать занятие.





 

 

На дисплее тем временем появляется бутыль со спиртом — им нужно обработать руки. Затем предстоит стерилизовать пузырек, взвесить его на специальных весах и распечатать результат на виртуальном принтере. Следующая задача практиканта — на 80 процентов заполнить емкость водным раствором для инъекций. Все эти манипуляции необходимы, чтобы будущий лаборант научился правильно рассчитывать ингредиенты.

Максим делает движение руками в воздухе так, будто и вправду переставляет пробирки.

«Все выглядит реально. И если неаккуратно взять пробирку, то ее содержимое прольется. Это значит, что данное вещество у нас в лаборатории закончилось и взять его негде. Остается только перезагрузить программу и начать сначала», — поясняет Максим.
Виртуальная фрезеровка

Вторая VR-программа, которую демонстрируют ребята, — фрезерные и токарные работы. Кирилл Рунасов подходит к монитору, надевает наушники и защитные очки, словно всерьез собирается вытачивать детали на станке: в виртуальном цехе точно так же, как и настоящем, он слышит шум работающих приборов и видит искрящийся нагретый металл.




«Моя задача — просверлить отверстие в цилиндрической заготовке. Сейчас я подниму рычаг и включу станок, — комментирует Кирилл. — Теперь на виртуальном мониторе я выбираю скорость вращения шпинделя — устройства, на котором закреплена наша заготовка. Далее на пульте управления запускаем сверло. Можем установить плавность сверления. Также, если мы сверлили по чертежу, необходимо сверить диаметр полученного отверстия с тем, что планировался. Это делается на виртуальном мониторе станка».

Когда металлическая болванка наконец просверлена, Кирилл осторожно вынимает ее и виртуально крутит в виртуальных руках. Получилось ровно — задание успешно выполнено. Теперь нужно обесточить станок.

«Помимо того что студенты благодаря VR научатся работать с заводской техникой, например, они точно не нанесут себе увечий. Если кто-то слишком близко поднесет руку к режущей части станка, включится предупреждающий сигнал. Так будущие токари-фрезеровщики поймут, какое расстояние считать опасным», — добавляет Кирилл.

По его словам, четыре VR-программы — это не предел. Специалисты МГОК планируют разработать платформу для обучения медиков, которая позволит проводить операции на виртуальных пациентах.

Источник

Добавить комментарий