Культура11 августа в 11:04Супрадум, чохто, балхарская игрушка. Знакомимся с выставкой «Путь Патимат»
О том, как работали и проводили свой досуг женщины в сельском Дагестане до середины ХХ века, рассказывает куратор новой выставки в «Царицыне» Ксения Паршина.
В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана». Она посвящена связанным с женщинами обычаям и традициям, которые сохранялись в республике вплоть до середины XX века.
В экспозиции — более 300 экспонатов, созданных в основном в конце XIX — начале XX века. Среди них — ювелирные изделия, домашняя утварь, игрушки, вышивки и многие другие предметы из собраний музея-заповедника «Царицыно», Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой (Махачкала), Государственного исторического музея, Государственного музея Востока и других учреждений. Дополняют экспозицию фотографии, сделанные журналистом Владимиром Севриновским во время его путешествий по Дагестану, и архивные снимки, предоставленные Кунсткамерой — санкт-петербургским Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого.
В название выставки вынесено одно из самых популярных дагестанских имен. Патимат — так зовут главную героиню — собирательный образ жительницы села в нагорном Дагестане середины XX века. Каждый зал посвящен определенному этапу ее жизни. На примере судьбы Патимат, придуманной организаторами экспозиции, посетитель узнает, какой была жизнь дагестанских девочек, девушек и женщин совсем недавно.
«Наша Патимат — сельская жительница, — рассказывает куратор выставки Ксения Паршина. — Мы попадем к ней в гости, пройдем вместе с ней путь ее взросления, посмотрим, как она самовыражается в творчестве и создает предметы домашнего обихода, каким образом воплощаются в них легенды, народная философия, поверья, как это наследие передается следующему поколению женщин».
В первом зале нас встречают фотографии. На них изображены женщины разных возрастов — зрители могут сами выбрать среди них свою Патимат или придумать личный образ героини выставки.
Главный экспонат зала — сосуд с пиктограммой из Национального музея Республики Дагестан имени Алибека Тахо-Годи, один из тех, что были найдены во время раскопок Великентского могильника близ Дербента. Орнаментальный мотив на сосуде многие исследователи трактуют как древнейшее в регионе изображение женщины, которую ассоциировали с миром духов или богов. Характер орнамента указывает на ритуальное значение, а большой размер — на то, что сосуд использовался всей общиной.
Второй зал — это условный дом, в котором выросла Патимат. Фасад отделан камнем, но, если заглянуть внутрь, можно заметить очень много изделий из дерева. Воссозданный в музее интерьер позволяет представить, как выглядело жилище в нагорном Дагестане XIX — начала XX века.
Самое важное место здесь занимает очаг: надочажная цепь из соединенных металлических колец — главный его элемент. Прикасаться к ней можно было только домочадцам. На выставке представлена надочажная цепь середины XIX века из села Карата Андийского округа. Рядом с ней — котел XVIII века, украшенный традиционной мусульманской орнаментикой. На ручках котла имеются ушки — отсылка к образу коня, древнему оберегу домашнего очага.
В детской части дома — деревянная люлька, которую было удобно брать с собой, закрепив на спине как рюкзак. Уже через несколько дней после родов женщина должна была снова браться за хозяйство, выходить работать в поле, поэтому ребенка приходилось брать с собой. Весит такая люлька несколько килограммов, но Патимат не привыкать к тяжестям: на фотографиях можно увидеть, как совсем маленькие девочки носят на себе огромные связки с хворостом. Так было принято в Дагестане еще в начале XX века.
Самое ценное в доме хранили в ларях, которые по длине могли занимать полностью всю стену дома. В «Царицыно» из Национального музея Республики Дагестан имени Алибека Тахо-Годи привезли орнаментированную переднюю стену ларя начала XX века. На ларе могли устроить лежанку или использовать его как большую полку для утвари.
Свадьба — едва ли не самое важное событие в жизни героини выставки. Это не только переход из родительского дома в семью мужа, но и метафорическая смерть, перерождение из девушки в женщину. На время свадебного обряда Патимат надевает плотный головной покров, полностью закрывающий лицо и глаза. У бежтинок — жительниц селения в нагорном Дагестане — для свадьбы использовался специальный налобный головной убор — маргал, его тоже можно увидеть на выставке. Передвигаться в таком уборе Патимат помогают родственницы. В танцах, конечно, она не принимает участия.
Считалось, что во время такого мистического перехода девушка активно взаимодействует с потусторонним миром духов и стихий, поэтому ей и окружающим нужна защита. Лучше всего для этих целей подходили многочисленные серебряные украшения, которых для невест не жалели.
На свадьбе в ауле Кубачи использовались специальные ритуальные ведра, в которых родня невесты переносила в дом жениха подарки — муку, зерно или монеты (в зависимости от благосостояния семьи). На выставке можно увидеть несколько таких ведер, изготовленных в начале XX века. После свадьбы они хранились в доме, где хозяйка натирала их до блеска. Считалось: если не начищать медную утварь, в доме может завестись нечистая сила.
После свадьбы Патимат становится хозяйкой. Мало накормить и обогреть: заботиться о домочадцах, в том числе и на мистическом уровне, теперь ее обязанность. Патимат знает: одна из главных функций украшений — защитная. Если длинный нагрудник, прихваченный тяжелым поясом, носили только по праздникам, то кольца, серьги, браслеты надевали каждый день. Также частью повседневного облика аварки середины XX века были височные лунницы — украшения в виде полумесяца, которые привешивались к национальному головному убору — чохто. С внешней стороны лунницы украшали растительным узором, а с внутренней хозяйка просила златокузнеца выгравировать защитные женские символы: ножницы, кувшин, гребень, птицу.
«У женщины есть свой кинжал: это игла. Ею она создает защиту для собственного дома, — объясняет куратор выставки. — У нас экспонируется много знаменитых кайтагских вышивок. Промысел достаточно известен и за границей, потому что большая часть сохранившихся вышивок сейчас находится в зарубежных частных коллекциях. На каждое изделие в среднем уходило около полугода кропотливого труда. Работа сложна технически, потому что было необходимо положить плотный настил из многочисленных шелковых рядов и прихватить их нитью».
На люльку младенца вышивку клали лицевой стороной внутрь, чтобы сила, заложенная в орнаменте, защищала ребенка. Для мужчин женщины делали бурки, на подкладке которых часто вышивали какой-нибудь благожелательный символ.
Чаще всего вышивали солярные орнаменты, то есть связанные с Солнцем. Нередко встречались и равноконечные кресты — древнейшие символы четырех стихий, времен года, а возможно, и отсылка к христианству, развивавшемуся на территории Дагестана до XV века.
Ткачество — один из главных промыслов Дагестана. Занимались им только женщины. Начинает ткать свой ковер Патимат весной, с пробуждением природы. Шерсть она промывает и расчесывает на специальной чесалке, а затем пускает в ход веретено и пряслице. Ковер не может родиться раньше, чем ему положено, считают в Дагестане, поэтому мастерицу никто не поторапливает.
«Любой ковер — это рассказ, а писатель — сама Патимат: она решает, какой сюжет будет у ее произведения. Здесь изображали лошадь, кувшин, водоем, деревья, плоды и птиц. Гости выставки найдут что-то свое, ковер можно разглядывать долго», — подчеркивает Ксения Паршина.
Безворсовые ковры были очень длинными: представленный на выставке ковер — супрадум — около пяти метров, но в действительности их делали и длиннее. Зимой в каменном доме достаточно холодно, и ковры на стенах и полу помогали сохранять тепло в жилище.
Изготовление посуды из глины считается сугубо женским ремеслом в дагестанском селении Балхар. В прошлом каждая небольшая улочка этого селения заканчивалась печью-чарой. Сегодня в Балхаре осталась одна печь. Старинная технология требует растопки в течение трех дней, а обычай — вешать на печь подкову или череп (чаще всего рогатый). Чтобы не перепутать свои сосуды с соседскими, каждая мастерица ставит на изделие свой знак.
На выставке представлены большие сосуды, датированные второй половиной XIX века и первой половиной XX века, которые сейчас уже не производят. Такие делали в основном для хранения зерна и масла для большой семьи, орнаментировали их защитными символами. На сосуды для воды наносили рисунок, изображающий волны.
В 1960-х годах в Балхаре начали производить знаменитый сувенир Дагестана — балхарскую игрушку. В ней мастерицы особенно ярко проявляют свою фантазию. Наряду с воронами, петухами и запряженными осликами из глины можно встретить и сказочных героев, например драконов. Кроме изделий балхарского промысла, в зале глины есть знаменитые испикские блюда, вокруг которых не утихают споры исследователей: точные происхождение, назначение и место изготовления этих предметов до сих пор неизвестны.
Поход на ближайший источник для Патимат был не только обыденным делом, но и важным социальным актом: в очереди за водой женщины общались. С водой у дагестанской женщины было связано много обрядов, один из самых значимых — первый выход к источнику новобрачной. Молодая женщина отправлялась туда с подругами, угощениями, в нарядной одежде и с новым сосудом для воды.
В древности для изготовления кувшинов для воды использовали керамику, но потом материал заменили на более легкую и практичную медь. Часто такие кувшины украшали изображениями змей — они символизировали воду и охраняли благосостояние семьи.
Патимат не забывает прихватить с собой наспинную подушку, изготовленную собственноручно. Вода в горах ледяная, и такая подушка нужна, чтобы защитить спину от холода. Привязывали кувшин с помощью специальных крепких тканевых лент — их тоже изготавливали дома. Ленты пестрят всеми возможными цветами и орнаментами.
Выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана» в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» продлится до 11 декабря.