17 апреля 2022, 11:02Тайник, эгломизе, жакоб. Как устроено бюро XIX века из «Царицына»
Рассматриваем один из самых любопытных предметов из мебельной коллекции музея-заповедника «Царицыно».
Бюро, пополнившее царицынскую коллекцию в 2020 году, неизменно привлекает внимание посетителей «Выставки новых поступлений» в Хлебном доме. Выставка представляет предметы, которыми пополнилась коллекция музея за последние 10 лет, с 2010 по 2020 год. Это бюро находится в исторической части экспозиции, где собраны предметы, созданные до XX века. Примерное время его изготовления —1800-е годы, место — знаменитая мастерская Генриха Гамбса, существовавшая в первой половине XIX века в Санкт-Петербурге.
О первоначальных владельцах этого предмета ничего не известно, но можно предположить, что это были высокопоставленные лица. В XVIII и XIX веках заказчиками мастерской в первую очередь были члены царской семьи и люди близкого к ним круга. О хитром устройстве бюро, об истории мастерской Гамбса и ее репрезентации в отечественной литературе рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.
Бюро представляет собой сложную архитектурную конструкцию на четырех круглых ножках с верхним ярусом в виде трехчастной композиции, увенчанной фронтоном, и нижним ярусом с выдвижным ящиком-бюро. Центр верхней части выполнен в форме двухдверного античного портика, украшенного колоннами с дорическими капителями. Верхний фронтон зрительно уравновешен круглыми ступенями выдвижного ящика. За средними дверцами спрятаны ряды горизонтальных полок, а за боковыми — по четыре ящика. Вверху за откидной передней планкой есть доска для письма, покрытая красным сафьяном, а также открытые полочки, ниша и ящики для письменных принадлежностей.
Корпус бюро обильно декорирован в стиле жакоб: основные конструктивные элементы выделены по граням обносками из золоченой бронзы, детали с каннелюрами — полосками медных вкладок, а филенки — тонкими гофрированными металлическими рамками. Стеклянная вставка фронтона имеет роспись в технике эгломизе (особый вид узора на стекле, выгравированный с обратной стороны).
Конструктивное и художественно-декоративное решение бюро позволяет отнести его к тем образцам русского мебельного искусства, которые специалисты традиционно связывают с наследием Генриха Даниэля Гамбса. Наиболее близкий аналог этого бюро находится в Санкт-Петербурге, в экспозиции Царского Села. Оно было приобретено у частного лица в 1966 году как «работа Гамбса примерно 1800-х годов».
Обратите внимание на угловую вазочку в нише. Это не просто декоративный элемент. Потянув за вазочку, можно открыть потайную емкость в виде длинного узкого пенала. Мастера, работавшие у Генриха Гамбса, славились умением остроумно комбинировать разные потайные устройства внутри мебельной конструкции. Не случайно сам Гамбс в 1810 году получил почетный титул придворного механика.
Генрих Даниэль Гамбс был ведущим российским мебельщиком времен Павла I и Александра I. Ученик и помощник выдающегося мастера-мебельщика Давида Рентгена, в Россию он приехал из Германии в 1790 году уже сложившимся мастером. В Санкт-Петербург Гамбс прибыл как сопровождающий крупной партии мебели мастерской Рентгена, заказанной императрицей Екатериной II. Оценив конъюнктуру, он принял решение не возвращаться и открыл собственную мебельную мастерскую в тогдашней российской столице.
Уже в ноябре 1795 года в партнерстве с австрийским коммерсантом Ионафаном Оттом Гамбс открыл магазин на Невском проспекте, впоследствии несколько раз переезжавший. До 1800 года предприятие называлось «Отт и Гамбс». Позднее фамилия Отт из названия фирмы исчезла.
Мебелью, созданной в мастерской Генриха Гамбса по рисункам известных архитекторов русского классицизма, обставляли интерьеры Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца, а позднее — Зимнего дворца и Большого дворца в Царском Селе. Мебельное производство унаследовали пятеро сыновей Генриха. Братья Гамбс оставались официальными поставщиками мебели императорского двора до 1848 года.
Фирма «Гамбс» просуществовала до второй половины XIX века. Сегодня ее продукцию можно встретить в музейных залах или на страницах книг. Помните знаменитые «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова? Весь гарнитур, за которым охотились Остап Бендер, Киса Воробьянинов и отец Федор, вышел из мастерской братьев Гамбс. «Гамбсовская мебель» упоминается в «Отцах и детях» Ивана Тургенева, «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» Ивана Гончарова, а также в незаконченном отрывке «Мы проводили вечер на даче…» Александра Пушкина.
В связи с царицынским бюро стоит вспомнить еще одного мастера-мебельщика, имя которого стало названием стиля. Жорж Жакоб был главой семьи французских мастеров художественной мебели. Подражая работам Андре-Шарля Буля, знаменитого французского краснодеревщика, которого называли ювелиром мебели, Жакоб создал к началу 1780-х свой, исполненный строгой грации тип мебели в стиле классицизм.
Узнаваемой чертой его работ была резьба по дереву с позолотой или золоченой бронзой на античные мотивы. Мебель Жакоба стояла во многих дворцах как на родине мастера, во Франции, так и в других странах. В 1796 году Жакоб передал все дела своему сыну Франсуа-Оноре-Жоржу Жакоб-Демальтеру. Позднее тот уже вместе со своим сыном Жорж-Альфонсом Жакоб-Демальтером переключился на стиль ампир. Мебель, созданная Жакоб-Демальтерами, стояла во дворцах Наполеона Бонапарта.
С середины XIX века под стилем жакоб подразумевают мебель красного дерева с наклеенными рифлеными полосками латуни, изготовлявшуюся в мастерской Жоржа-Альфонса Жакоб-Демальтера.