Тайны Емели, Колобка и острова Буяна. Изучаем сказки по новой выставке Музея лубка

13 апреля 2022, 09:01Тайны Емели, Колобка и острова Буяна. Изучаем сказки по новой выставке Музея лубка

О том, как Полкан-богатырь стал из псоглавца кентавром, как Колобок помогал детям изучать стадии Луны и зачем рыба Мелюзина съела мужа, — в материале mos.ru.

В Музее русского лубка и наивного искусства открылась выставка «Сказка — ложь, да в ней намек». Она представляет лубочные картинки из фондов музея, с помощью которых можно многое узнать о русском фольклоре, его героях и главных сюжетах. О том, какие сказки были популярны в древности и какими были изначально старинные сказки, которые мы знаем, рассказала Дарья Косынкина, куратор выставки.

Пожалуй, одни из самых известных героев русских сказок, былин и легенд — это богатыри, могучие воины, наделенные огромной физической силой. Особняком здесь стоит фигура Ильи Муромца. До 33 лет, согласно преданиям о нем, он лежал на печи, не владея руками и ногами. Его исцелили волхвы, позволив ему испить волшебной воды. Илья Муромец прославился совершенными после чудесного исцеления подвигами: он сражался с Соловьем-разбойником, страшным Идолищем и многими другими фантастическими врагами.

Некоторые старинные лубки с изображением героя могут по-настоящему удивить: на них не найдешь того статного воина, каким его представил художник Виктор Васнецов. На лубке 1855 года Илья Муромец предстает, например, изящным рыцарем в доспехах. Есть версия, что это изображение было срисовано с немецкой картинки, герой которой соответствовал тогдашним идеалам мужской красоты на Руси. Мастеру оставалось только подписать красавца как Илью Муромца.

Художники делали персонажей актуальными для времени, когда создавался лубок. На лубке, датированном XVII веком, Илья Муромец и его заклятый враг Соловей-разбойник имеют приятные черты лица и роскошную светлую шевелюру. Отличия можно пересчитать по пальцам. Во-первых, костюмы: Соловей-разбойник облачен в военную форму Речи Посполитой (на некоторых других лубках его наряжали в татарские костюмы). Во-вторых, настроение: Илья Муромец держит меч наготове, конь его встал на дыбы — это значит, что воин готов к атаке, а его недостаточно ловкий враг обязательно будет повержен.

Имена некоторых богатырей, очень популярных в прошлом, сегодня уже почти забыты. К ним относится Бова Королевич — к слову, один из любимых сказочных героев Александра Пушкина, о котором он слышал от своей няни Арины Родионовны. В знаменитой «Сказке о царе Салтане» упоминаются персонажи, взятые как раз из преданий о Бове Королевиче: Додон, Гвидон, Салтан.

Главный враг Бовы Королевича — это Полкан-богатырь, который после поражения превратился в его слугу. Лубок, созданный в 1894 году, наглядно иллюстрирует этот поединок. Полкан напоминает кентавра — получеловека, полулошадь, хотя в оригинальном произведении он является кинокефалом, то есть человеком с песьей головой. Кентавром Полкана сделали, чтобы не получилось путаницы: сказочного героя могли принять за святого Христофора, которого изображали на иконах псоглавцем.

В 1873 году в первом томе «Народных русских сказок» Александра Афанасьева впервые была опубликована сказка о Колобке. Сюжет ее, впрочем, был не нов: у народов Западной Европы, например, встречалась сказка о пироге, который убежал от трех девушек, не вынувших его вовремя из печи.

С «Колобком», имеющим разные варианты сюжета, связана одна интересная теория. По одной из версий исследователей фольклора, с помощью истории об ожившем хлебобулочном изделии детям объясняли фазы Луны. По мере путешествия Колобка звери откусывают от него по кусочку, пока он не становится совсем маленьким, похожим на молодой месяц. Сказку можно трактовать и как историю о ребенке, потерянном для родителей. Это роднит Колобка с героиней другой сказки — Снегурочкой, растаявшей в финале.

Колобка лубочные мастера изображали чаще всего почти одинаково — максимально просто. На лубках встречалась характерная орнаментика, хвойный лес, полный елок и грибов. Современная лубочная картинка, созданная художником Виктором Пятковым в 1990 году, на которой Колобок изображен рядом с хитрой красавицей-лисой, как раз из таких.

Среди персонажей русских сказок дурак — это едва ли не самый популярный типаж. Здесь и Иван-дурак, взявший в жены заколдованную лягушку, и Иванушка, приручивший Сивку-Бурку, и лентяй-лежебока Емеля, которому повезло встретить волшебную щуку. В начале сказки герой не любит трудиться, ищет легкие пути, но в финале вдруг оказывается ловким и находчивым.

Разгадка, вероятно, в чистом сердце персонажа. Дурак противопоставляется жадным героям, он наивен и незлобив. Сказка учит: когда совесть у человека чиста, ему помогут высшие силы. Писатель Николай Лесков, рассуждая об этом, говорил:

«В жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они между тем не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют».

Художница Людмила Ермилова, работающая в лубочном жанре, создала целую серию картин на сказочную тематику. Одна из них — «Издавна ведется, что глупому все удается», созданная в 2002 году, посвящена Емеле. Другие ее работы вдохновлены сказками «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Иван-царевич и Серый Волк» и другими. Сказочные картины Ермиловой можно рассматривать бесконечно. Они полны мелких деталей, которые делают лубок очень ярким и насыщенным.

Практически у всех народов есть сказки, где сюжет строится вокруг волшебных превращений и нарушений запретов. Широко известна русская сказка о Царевне-лягушке, но есть и еще более древняя история — миф, который пришел на Русь вместе с варягами, — о рыбе Мелюзине.

Главную героиню заколдовали, и на один день в неделю она превращается в змеевидную рыбу. Чтобы скрыть это неприятное обстоятельство, в этот день она не разрешает мужу заходить в ее комнату. Однако однажды он нарушает запрет. Супруга охватывает ужас, а жена говорит, что доверия к нему больше нет и секрет ее он выдаст всем. Сказка имеет два финала. Согласно первому, Мелюзина забирает детей и прыгает вместе с ними в море из окна своей башни, чтобы навсегда там поселиться. Во втором варианте финала она делает то же самое, предварительно съев мужа.

Считается, что Мелюзина — праматерь всех русалок и кикимор. Один из самых известных лубков, посвященных ей, относится к XVIII веку. В конце 1980-х художник Виктор Пензин скопировал это изображение — его можно увидеть на выставке.

Тема моря и рыб — одна из излюбленных в сказках многих народов. Образ наездника на рыбе или даже целого города, находящегося на ее спине, встречается довольно часто. Прежде всего ассоциируется с этим образом сказка «Конек-горбунок» Петра Ершова. Там же упоминается остров Буян, известный нам также по «Сказке о царе Салтане». В обеих сказках там живут сказочные существа и хранятся волшебные вещи.

Остров Буян упоминается в древних легендах и заговорах, существовавших задолго до литературных сказок Ершова и Пушкина. С приходом христианства на Русь люди не сразу могли отказаться от прежних верований. Бог, в которого начали верить, занял небеса, дьявол и его приспешники — ад, место под землей. А вот старых божеств было решено «переселить» на специальный остров, где бы они никому не мешали и не вступали в противоборство с новой верой.

Источник

Добавить комментарий