3 апреля 2022, 09:01Так печатали рекламу и создавали упаковку: археологи нашли литографские оттиски с брендами XIX–XX вековПлита с полихромной литографией. Пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы
Находки археологов связаны с работой старой типографии, которая располагалась в Старомонетном переулке.
Археологические исследования в Старомонетном переулке подарили городу целую коллекцию литографских камней XIX–XX веков. Это девять плит, которые применяли при создании печатной продукции. Скорее всего, с их помощью изготавливали упаковку или рекламные материалы для многих товаров: шоколада, одеколона, помады, консервированных овощей, водки и ликеров, косметического крема. На каждой из плит есть оттиски популярных в то время брендов.
Известно, что в середине XX века в Старомонетном переулке размещалась типография вместе со складом и гаражом. Возможно, типографские услуги здесь оказывались и ранее.
«Во время проведения археологических работ были обнаружены каменные фрагменты литографских оттисков, которые относятся к рубежу XIX–XX веков. Они попали в культурный слой благодаря тому, что прежде здесь находилась типография. Вероятнее всего, их вторично использовали в небольшой хозяйственной постройке ХХ века. Всего найдено более 100 фрагментов литографических плит с различными штампами», — рассказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Среди находок есть плиты с оттисками «Шоколадная», «Апельсиновая», «Абрикосовая», «Вишневая», «Чай № 7». Кроме того, можно увидеть оттиски «Марiинскаго торговаго дома», «Парового водочнаго и ликернаго завода», находившегося в Липецке, а также наименования его продукции «Хинная водка» и ее характеристики: «№ Англiйская 0. Высший сортъ горькая».
На одном из литографских камней изображен Николай II. Есть штампы на польском, русском, английском и французском языках. Также упоминается Императорское общество любителей обществознания, основанное в 1863 году. Еще на одном есть название и символика Всемирной выставки в Париже, проходившей в 1900 году (Exposition universеlle internationale 1900).
Интерес представляет литографская плита с полихромными штампами этикеток губной помады производства товарищества «Раллен». Примечательно, что здесь есть технические указания цветов для каждого оттиска.
Часть печатей посвящена торговым маркам консервов: «Пикули смесь», «1-ое Кустарное Кулинарное Производство вкусовых консервов», «Карнишоны».
Кроме того, можно увидеть производственные штампы парфюмерной фабрики Генриха Брокара («Цветочный о-де-колонъ») и упоминание легендарной кондитерской фабрики «Эйнем» и ее продукции (позже стала «Красным Октябрем»): Chocolat Noisette aux noix entieres Einem Moscow, «Шоколадъ Ноазеттъ съ цѣльными орѣшками Эйнемъ Москва». На одной из плит указан некий продукт Metamorphosa. Предположительно, так назывался крем для выведения веснушек. Сейчас археологи изучают найденные литографские плиты. Затем их планируют передать в столичные музейные фонды.
Литография — разновидность печатной графики, основанная, в отличие от гравюры, на технике плоской печати, при которой типографская краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический процесс, подразумевающий получение оттиска с поверхности специального литографского камня, который благодаря соответствующей обработке приобретает свойство на отдельных участках принимать специальную краску, а на других — отталкивать ее.
Литографский камень подготавливают шлифованием водой с песком, добиваясь либо совершенно гладкой поверхности, либо фактурной с «корешком». Рисуют на камне специальным литографским карандашом и тушью, используя самые разные технические приемы: заливку, штриховку, процарапывание (граттаж).
Литография появилась в конце XVIII века. Это была принципиально новая техника печати после изобретения гравюры на дереве в XV веке. Литография быстро приобрела популярность. В XX веке ее стали рассматривать в качестве самостоятельной разновидности графического искусства, а для воспроизведения рисунков, фотографий и живописи стали использовать офсетную печать и цинкографию.
Ранее во время археологических исследований в Старомонетном переулке и его окрестностях удалось обнаружить сотни исторических артефактов. Оказалось, что в этой местности глубина культурного слоя (пласты грунта, где сохранились предметы или их фрагменты, которые относятся к определенному времени) достигает четырех метров. Находки относятся к разным периодам — от XV до начала XX века. Эти раскопки позволят составить одно из самых обширных собраний предметов прошлого, найденных археологами в пределах одной улицы. В процессе работ на поверхность извлекли больше 900 полноценных находок и более 20 тысяч фрагментов.