3 февраля 2022, 07:02Три яруса стекла и сотни свай: как проходит реставрация Императорского почтамтаПоделитьсяФото Ю. Иванко. Mos.ru
В легендарном здании Московского Императорского почтамта продолжается первая со времен постройки реставрация. Рассказываем, чем уникален световой купол и почему некоторые сомневаются, что его спроектировал Владимир Шухов.
Одна из главных достопримечательностей Мясницкой улицы — великолепное здание Московского Императорского почтамта. Несколько лет назад три исторических здания архитектурного ансамбля получили статус объекта культурного наследия регионального значения, а в главном корпусе началась реставрация.
Специалисты не только вернут ему былое величие, но и приспособят под современное использование весь почтовый квартал на Мясницкой улице (дом 26) — более 20 строений. Однако сейчас усилия реставраторов сосредоточены на уникальном световом куполе — фонаре, который состоит из трех видов стекла и является композиционным центром работ.
Почтамт открыли для журналистов впервые с начала реставрации. О том, как идут работы на историческом объекте, — в материале mos.ru.
Новое здание Московского Императорского почтамта заложили в 1910 году на Мясницкой улице. На этой же улице, но только в здании бывшей усадьбы (дом 40) с XIX века располагался старый московский почтамт. В Демидовом дворе, как его называли в те времена, жили служащие почтамта, находились хозпостройки и конюшни, а также работало несколько почтовых отделений.
Уже в 1912-м состоялось торжественное открытие нового здания Императорского почтамта. Центром ансамбля стал удивительный операционный зал с ажурными галереями в три этажа, колоннами и эффектным световым фонарем.
Когда-то в этом зале сотни сотрудников принимали и отдавали письма и посылки со всей страны, а пространство операционного зала было одним из самых больших в Европе. Уже через год после открытия — в 1913-м — здесь обрабатывали 12 процентов корреспонденции России.
Сегодня, 110 лет спустя, былое великолепие помещения представить сложно: колонны и лепнина обшиты деревом, а все пространство зала занимают желтые строительные леса.
Под этой «реставрационной броней» и происходит заботливое восстановление Московского почтамта.
Установка строительных лесов стала отдельным вызовом для специалистов: чтобы конструкция держалась стабильно, в грунт на глубину восьми метров вбили 212 свай. Более того, все делалось вручную, так как работать строительной технике в историческом зале запрещено.
Как рассказал заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы Леонид Кондрашев, специалисты провели инженерное обследование здания и установили, что оно находится в удовлетворительном состоянии. Это дало возможность оперативно установить леса и приступить к реставрации стеклянного купола.
Если операционный зал можно назвать сердцем Императорского почтамта, то его вершиной в прямом и переносном смысле стал уникальный световой купол, или фонарь. Он состоит из трех ярусов разного стекла, которое по технологии производства напоминает богемское. По своему составу этот материал приближен к хрусталю.
Конструкцию купола спроектировал известный инженер Владимир Шухов. Впрочем, у некоторых историков возникают в этом сомнения, и именно научная реставрация поможет поставить точку в этом вопросе.
Пока историки выясняют, кто действительно был автором конструкции, реставраторы активно работают над ее восстановлением. Нижние стекла уже извлекли, все они пронумерованы, бережно хранятся и исследуются. Некоторые фрагменты двух других ярусов тоже сняли. Если сравнить стекла нижнего и верхнего ярусов, легко заметить различия. Первое — армированное, такое стекло может треснуть, но никогда не начнет осыпаться мелкими осколками. Это важно, потому что нижний ярус располагался над головами работников и посетителей почтамта. Стекло верхнего яруса выглядит иначе, его главная задача — рассеивать свет.
Она добавила, что лучше всего сохранился нижний ярус стеклянного фонаря — около 95 процентов конструкции.
Ольга Чужикова также рассказала, как проходит процесс реставрации лепного декора операционного зала: «Когда мы стали готовить стены и колонны к обшивке деревянными коробами, чтобы не повредить лепнину, стало очевидно: часть фрагментов плохо держится. Мы их аккуратно сняли. Лепнину, которая держалась хорошо, мы расчищали, укрепляли и, просушив, зашивали. А снятые элементы решили не ставить на место, а использовать для создания моделей для дальнейшего воссоздания. Всегда лучше это делать по оригинальным образцам».
Параллельно с противоаварийными работами на куполе специалисты проводят проектно-изыскательские работы по кровле и фасаду. К их реставрации планируется приступить в 2023 году.
«Все, что возможно сохранить, мы сохраним в максимальном объеме. Например, стекло светового купола за долгую историю частично было утрачено и в советское время его меняли на обычное. Мы же планируем восстановить не только размеры, но и фактуру этого стекла», — подчеркнула Надежда Кознева.
Ансамбль Московского почтамта на Мясницкой (дом 26) состоит из 22 зданий и сооружений, расположенных на участке площадью 2,7 гектара. Три здания признаны объектами культурного наследия регионального значения и находятся под охраной. Вслед за главным корпусом преобразится весь почтовый квартал — в ближайшие полгода будет готова концепция его реконструкции и современного приспособления.
«Если говорить о будущем почтового квартала, то главная функция, конечно же, сохранится. Здесь будет функционировать флагманское почтовое отделение России. И уже сегодня можно с уверенностью сказать, что квартал станет привлекательным местом для горожан», — добавила Надежда Кознева.
Все работы в почтовом квартале специалисты планируют завершить в течение пяти лет.