Внимание, мотор! Что посмотреть на выставке автомобилей «Мечта москвича» на ВДНХ

10 июля 2022, 09:02Внимание, мотор! Что посмотреть на выставке автомобилей «Мечта москвича» на ВДНХФото Е. Самарина. Mos.ru

Когда-то автомобиль «Москвич» снимали в кино и продавали за границу, ему присуждали награды, а выпуск новой модели ждали с нетерпением. О захватывающей истории легендарной машины — в репортаже с выставки на ВДНХ.

В июле 2022 года Правительство Москвы и ПАО «КамАЗ» подписали Соглашение о сотрудничестве в области развития легкового автомобильного транспорта. В рамках Соглашения запланирована разработка стратегии развития завода «Москвич» сроком на восемь лет, в том числе определение сроков и условий создания и развития производства.

Пока конструкторы работают над возрождением легенды, вспомним, каким был «Москвич» раньше. Его история могла бы послужить сюжетом для сценария кинофильма: в ней есть и драма, и приключения, и крутые повороты судьбы.

В 2021-м сотрудники Музея транспорта Москвы вдохновились историей легендарного автомобиля и создали выставку-байопик в павильоне № 26 «Транспорт СССР» на ВДНХ. Она называется «Мечта москвича». Экспозиция из 30 экспонатов транспортной коллекции и более 300 исторических артефактов постоянная, но, поскольку автомобиль — это движение, в одном из залов временные экспонаты сменяют друг друга.

Сейчас там проходит выставка «От эскизов до прототипа: фантазия на тему “Как промышленные дизайнеры видят легендарную машину в будущем”». О том, зачем был нужен деревянный автомобиль и как «Москвич» обогнал западный автопром, — в материале mos.ru.

Экскурсия с директором Музея транспорта Москвы Оксаной Бондаренко

Экспозиция начинается прямо в холле павильона «Транспорт СССР». Сразу же ощущается динамика: надувной рог под потолок, который под определенным ракурсом кажется клаксоном, и выпадающие из него фрукты — это инсталляция художницы Ирины Кориной «Рог изобилия», посвященная созданию Всесоюзной выставки. В центре инсталляции — автомобиль КИМ-10-50. Черно-белая композиция и машина в сером цвете будто отсылают нас к эпохе, когда не было цветного кино.

«Этот экспонат из серии “тайны, интриги, расследования”. В названии автомобиля “КИМ” заключено имя завода — “Коммунистический интернационал молодежи”. Модель разработали перед войной, взяв за образец двухдверный “Форд”. В машине всего 26 лошадиных сил, ее максимальная скорость — 90 километров в час. Изобретатели надеялись, что КИМ станет эталоном советского автопрома. Но в день, когда комиссия принимала решение о серийном выпуске, приехал Иосиф Сталин на КИМе, а за ним — его охранник Николай Власик на собственном авто. Это был “Опель кадет” из Германии с четырьмя дверьми, который смотрелся выигрышнее КИМа», — рассказывает директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Тогда машины решили выпускать по образцу «Опеля», а заранее заготовленные детали КИМа пошли на единственный тираж из 300 экземпляров. На выставке представлен один из немногих уцелевших.

«Впрочем, история КИМа на этом не закончилась. На заводе в качестве эксперимента изготовили несколько автомобилей КИМ-10-51 с кузовом фаэтон. Машина снялась в фильме “Сердца четырех”: именно на ней один из главных героев пересекает реку. Мы нашли этот экспонат в Челябинске», — рассказывает Оксана Бондаренко и показывает на серую машину без крыши.

Первый зал «Мечты москвича» посвящен кино. Модели, которые производили с конца 1940-х, были нарасхват у режиссеров, их включали в сценарии. В зале звучат голоса известных актеров, играет музыка из кинофильмов. Чтобы погружение в эпоху было полным, рядом с каждым экспонатом стоит телевизор — ровесник машины, на экране мелькают кадры с «Москвичом».

«После Великой Отечественной войны началось массовое производство автомобилей, которые уже получили название “Москвич”. За основу, как и задумали, взяли “Опель”. Первым в этой серии стал “Москвич-400–420” 1947 года. На его эмблеме изобразили Спасскую башню Кремля. Она превратилась не только в символ автомобиля, но и в логотип завода, к тому моменту переименованного в МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей)», — говорит Оксана Бондаренко.

На выставке черный «Москвич-400–420» окружен искусственными яблонями. На деревянной табличке, которая имитирует хлопушку для подсчета дублей на съемочной площадке и в то же время смахивает на жезл регулировщика, написано: «Москва слезам не верит». В таком авто героиня Веры Алентовой ездила с подругами на дачу.

Следующий экспонат стал своего рода продолжением фильма. Этот автомобиль прямоугольный, изготовлен из дерева с кожаной отделкой, чем напоминает платяной шкаф, хотя в народе его прозвали «буратино». Рядом с ним поставили допотопные чемоданы с обитыми железом углами и вешалки с платьями. В послевоенные годы москвичи берегли одежду и свои машины, передавая их из поколения в поколение: в стране был дефицит всего.

Не хватало даже стали для производства автомобилей. Но МЗМА принялся изготавливать машины с деревянным корпусом. Правда, всенародное признание «буратино» так и не получил. В жару дерево рассыхалось, в мороз разбухало. Как только автомобили спускались с конвейера, их тут же выкупало Министерство связи для перевозки почты.

«Москвич» прославился в 1950-е. Во-первых, в это время на МЗМА пришел гениальный конструктор, наполовину бельгиец, Александр Андронов. «Ситуация сложная: нет ни конструкторов, ни технологий, ни производственных рабочих. Нет чертежей, оборудования», — писал он. При этом Андронову предстояло встать у руля завода и создать свой, советский автомобиль, непохожий ни на «Опель», ни на «Форд». И ему это удалось.

«Андроновская 407-я модель развивала скорость до 115 километров в час. В салоне появились обогреватель, радио, чего не было раньше. В 1958 году на выставке в Брюсселе автомобиль получил золотую медаль. “Москвич” начали производить на экспорт», — рассказывает Оксана Бондаренко.

Во-вторых, в 1950-е «Москвич» сыграл главную роль в фильме «Зеленый огонек». Сюжет повествует о буднях таксиста, а его автомобиль одушевлен и разговаривает с водителем голосом Зиновия Гердта. В одном из залов экспозиции желающие могут сесть в подобную машину, выбрать роль, например девушки из Мурманска или шофера, выразительно зачитать текст на мониторе перед лобовым стеклом, после чего робот вмонтирует этот кадр в «Зеленый огонек».

Александр Андронов в кратчайшие сроки добился мировой славы «Москвича». В 1956-м он изобрел 410-ю модель. «Ее разработали всего за несколько недель, что не помешало 410-му спокойно форсировать броды глубиной до полуметра и взбираться на 30-градусные подъемы. В 1958 году на авто стали устанавливать двигатели помощнее (например, от модели 407 на 45 лошадиных сил). Чуть позже у него появилась четырехступенчатая коробка передач, а еще специально подобрали передаточные отношения в трансмиссии, изменили размеры колес и увеличили клиренс (до 430 миллиметров).

«Так седану стало легко ездить даже по бездорожью», — поделилась директор музея.

Автомобили перестали быть черно-белыми: появились голубые, зеленые, желтые оттенки. Причем теперь каждая новая модель проходила испытания на прочность: ее переворачивали, били молотком, заставляли врезаться в бетонные тумбы.

В свою команду Андронов взял лучших специалистов. Они были не только талантливыми инженерами, но и гонщиками. И сначала для тестирования новых моделей, а затем ради корпоративного спорта начали устраивать гонки. Сотрудников завода пригласили участвовать на «Москвиче» в ралли Лондон — Мехико в 1970 году.

«Им предстояло проехать 26 тысяч километров, пересечь 25 стран вместе с мировыми автомобильными брендами. И вот наш экипаж № 28 на 412-й модели пришел вторым после “Форда”. Этот автомобиль развивал скорость 160 километров в час. Команда не просто сумела пройти сложнейшую трассу — по пути наши ребята останавливались и помогали соперникам. Вытащили из оврага голландскую группу», — говорит Оксана Бондаренко.

Сейчас этот автомобиль с красными буквами Avtoexport USSR и именами участников ралли установлен во втором зале выставки. Если нажать на педаль рядом с экспонатом, включается запись голоса гонщика Юрия Лесовского, который вспоминает, с каким упованием он встречал на заводе новые машины: «Я ловлю себя на том, что, уходя со своего участка, снова делаю крюк, чтобы только взглянуть на очередное таинство, как конвейер добродушно, будто напутствуя, подталкивает новорожденный “Москвич”…»

В третьем зале представлены автомобили, которым не суждено было сыграть даже маленькую роль: они не дошли до массового производства. Это секретные разработки инженеров МЗМА, тогда уже переименованного в АЗЛК — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. В 1980-е годы они спроектировали фантастические модели для экспорта в новом тысячелетии. Одна из них — белая, плоская, с тонированными стеклами, без ручек на дверцах.

«Конструкторы создали машину с противобуксовочной системой, дверьми, которые автоматически поднимались вверх до самой крыши, как крылья. Корпус состоял из переработанного алюминия. Турбодвигатель работал на рапсовом масле: трех литров должно было хватать на 100 километров. Только в фильме “Назад в будущее” мы видели подобные автомобили», — рассказывает Оксана Бондаренко об экспонате «Москвич “Истра 21-44”».

Но в 1991 году Советский Союз перестал существовать, и вместе с ним ушел из кадра «Москвич».

Последний зал выставки, созданной еще до решения о возрождении легендарного автомобиля, посвящен биографии Андронова и его коллегам, а также будущему «Москвича».

«Мы попросили студентов Строгановского училища пофантазировать, каким может стать “Москвич” в 2030-м. Они представили свои разработки, которые мы показываем на выставке “От эскизов до прототипа”. А один из экспонатов — образец промышленного дизайна из Екатеринбурга, модель, которая может участвовать в “Формуле-1”», — резюмирует Оксана Бондаренко.

Пока завод готовится к запуску конвейеров с новыми автомобилями, горожане могут увидеть исторические модели и фантазийные прототипы «Москвича» в павильоне Музея транспорта Москвы «Транспорт СССР» на ВДНХ.









Выставка «Мечта москвича» открыта с 11:00 до 21:00. Понедельник — выходной. Билет стоит 400 рублей.

Источник

Добавить комментарий