16 марта 2022, 07:01Вышли погреться на солнце: в Московском зоопарке проснулись суркиПресс-служба Московского зоопарка
Сурки вышли из зимней спячки первыми среди обитателей столичного зоопарка. В ближайшее время ожидается пробуждение медведей, енотов-полоскунов, бурундуков, енотовидных собак, белогрудых ежей, сонь и тушканчиков.
В Московском зоопарке проснулись сурки. Они вышли из зимней спячки на пару недель раньше положенного срока. Этому способствовала установившаяся солнечная погода и потепление до нуля градусов по Цельсию. Зверьки пока не торопятся окончательно покинуть теплую сурчину (так называется их нора) — ведь заморозки периодически возвращаются в столицу, а в уличной части их вольера еще не растаял весь снег.
«Сурки — одни из тех животных, которые впадают в спячку в холодное время года. Зимний сон нужен им, чтобы пережить сезон морозов и снегов, когда гораздо труднее добыть пищу. В столичном зоосаде обитают трое сурков — самки Сара и Нагайна, а также самец Арчи. Их вольер расположен на старой территории по соседству с серыми балтийскими тюленями и венценосными журавлями. Жизненные циклы у наших сурков такие же, как и у их диких сородичей. Спячка — это естественный процесс, которому нельзя мешать. Зоологи прилагают все усилия, чтобы создать для питомцев максимально приближенные к природе условия», — рассказала Светлана Акулова, генеральный директор Московского зоопарка.
Поскольку перед спячкой суркам необходимо накопить жировые запасы, специалисты зоосада в конце лета скорректировали их рацион. Меню грызунов тогда стало более калорийным: в него добавили жирные семена, орехи и зерновые культуры. Также животным давали много кукурузы, свежих овощей и травы. Уже с середины августа сурки принялись готовить свое жилище: они выгребли из норы лишнюю землю и сор, отремонтировали подземные коридоры и утеплили «спальню» соломой.
Этой зимой Арчи, Сара и Нагайна залегли в спячку в конце сентября, что связано с ранним наступлением холодов. Глава семейства позволил сначала заснуть самкам. Еще пару недель он охранял их покой, регулярно обходил свою территорию, утеплял сурчину. Постепенно зверек становился все более медлительным и сонным, аппетит его снижался. Когда последние приготовления были завершены, Арчи зашел в нору, заткнул вход пробкой из земли и травы и улегся рядом с Сарой и Нагайной.
Во время спячки температура тела зверьков опускается с 36–38 до четырех — восьми градусов. Дыхание и сердцебиение замедляются. Как правило, зимний сон у сурков длится около пяти месяцев. За это время они могут потерять больше трети массы своего тела.
В основном сурки просыпаются от голода. Они выходят из норы в поисках пищи. В этом году, заметив, что вход в сурчину открыт, зоологи убрали вокруг нее снег и положили корм — свежий салат и смесь из овощей. Пищеварительной системе зверьков нужно время, чтобы возобновить работу, им сейчас противопоказана сытная и калорийная еда.
В первые дни сурки проявляют осторожность. Они с опаской высовывают мордочки из норы, а если и выходят на улицу, то лишь по очереди. Животные настороженно осматриваются и лишь затем лакомятся угощениями. В уличной части вольера полюбоваться ими можно в утренние часы и днем. В это время они обожают греться на солнце.
Когда снег в вольере полностью растает и морозы уйдут, сурки начнут совершать короткие обходы своих владений. Больше всего работы предстоит Арчи: ему нужно оставить везде свежие метки, чтобы незваные гости не забрели на чужую территорию. Еще он обновит дополнительные входы в сурчину и вычистит подземные ходы.
В ближайшее время в столичном зоосаде также ждут пробуждения медведей, енотов-полоскунов, бурундуков, енотовидных собак, белогрудых ежей и сонь. Вскоре зоологи разбудят и тушканчиков. Зверьки провели в состоянии анабиоза больше четырех месяцев. Все это время они спали в специальных холодильных камерах.