Улица как выставка. Ищем на Спиридоновке дракона, льва и чаек

31 января 2022, 07:02Улица как выставка. Ищем на Спиридоновке дракона, льва и чаекПоделитьсяФото М. Денисова. Mos.ru

Превращаем прогулку по одной из старинных московских улиц в увлекательную экскурсию.

В Средние века место современной Спиридоновки занимало урочище Козье Болото, где местные жители пасли коз. В начале XVII века здесь построили церковь Спиридона Чудотворца. Расположение было выбрано потому, что христианский святой Спиридон Тримифунтский считается покровителем пастухов.

В начале XVIII века большую часть жителей Спиридоновки составляли служители храма, а также мелкие чиновники. К концу века их постепенно начала сменять знать, здесь стали появляться усадьбы аристократов и купцов, лавки, трактиры и мастерские.

После революции 1917 года церковь Спиридона Чудотворца снесли, в больших особняках обустроили коммунальные квартиры. В 1945-м Спиридоновку переименовали в честь писателя Алексея Толстого, который жил здесь несколько лет. В 1992 году улице вернули историческое название.

Памятник допетровской белокаменной архитектуры Москвы расположен почти в самом начале улицы. Здесь в XVI–XVII веках делали начиненные порохом пушечные снаряды — гранаты. Двор дал название проходящему рядом Гранатному переулку.

После пожара в 1712 году здание сильно пострадало. Сохранилась только часть стен, которые использовали для возведения новой постройки. О прежних палатах напоминали кирпичные своды, некоторые оконные проемы и сохранившийся декор.

В XVIII веке здание принадлежало князю Михаилу Долгорукому. Позднее здесь селились купцы, был дом причта церкви «Большое Вознесение». В 1930-х годах в палатах обустроили коммунальные квартиры.

Вернуть палатам первоначальный облик было решено в 1970-х. Реставраторы воссоздали планировку конца XVII века, сделали сводчатые перекрытия этажей и высокую вальмовую кровлю (так называется крыша с четырьмя скатами). Также восстановили каменное крыльцо с шатровой кровлей и двухэтажную галерею. Оконные и дверные проемы украсили широкие наличники.



Дом задумывался как стилистическая пара роскошному особняку Рябушинского — самому известному зданию Спиридоновки, расположенному на пересечении с Малой Никитской улицей. Его владелец, врач Агапит Беляев, впечатлившийся творением Федора Шехтеля, заказал архитектору Ивану Бони похожий, но более бюджетный проект в стиле рационального модерна.

Дома роднят пропорции, асимметрия и расположение главного входа. Лишенный декоративных элементов фасад особняка Беляева облицован плиткой — это характерная для архитектуры модерна черта. Примечательно сохранившееся остекление дома: верхние части окон оформлены выпуклыми стеклянными ячейками, создающими красивые переливы света внутри помещения. Такой элемент был характерен для московских жилых построек конца XIX века.

Среди известных личностей, которые бывали здесь, можно назвать певцов Федора Шаляпина и Леонида Собинова, актера и драматурга Александра Южина. Все они были пациентами доктора Беляева.



Улица Спиридоновка, дом 14

Четырехэтажное здание в неоготическом стиле построил для себя архитектор Петр Бойцов. Фасад дома, скорее напоминающего средневековый замок, украшает массивная скульптурная группа: лев, побеждающий дракона. Согласно одной из московских легенд, изображение льва помогало побеждать врагов, поэтому к дому приходили мысленно просить о помощи.

Фасад здания украшен керамической плиткой, что характерно для модерна. Вытянутые арочные окна и аркатурный пояс под карнизом отсылают к готике, которую любил Бойцов. Эркер, расположенный слева на уровне второго этажа, украшен колоннами, рифмующимися с колоннами центральной части четвертого этажа. Первый этаж облицован рустом.




Бывший доходный дом Скопника, построенный в 1906 году архитектором Густавом Гельрихом, также относится к стилю модерн. Первое, что обращает на себя внимание, — волнообразный фасад, который повторяют очертания карниза. Эффект волны создают эркеры — они тянутся рядами со второго по пятый этаж по всем фасадам, которых у здания три. Дело в том, что оно стоит на пересечении трех улиц — Спиридоновки, Садовой-Кудринской и Вспольного переулка. В Санкт-Петербурге много домов, расположенных таким образом, а для Москвы это редкость.

Фасады отделаны керамической плиткой и лепниной в виде цветочного орнамента. Угол дома (на пересечении Садовой-Кудринской и Спиридоновки) выполнен в виде эркера-башни, которую венчает бельведер — небольшая беседка. На уровне второго этажа вокруг чугунного балкончика можно разглядеть скульптуры в виде атлантов, подпирающих башню.





На углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка можно представить, что вы в Италии, конкретнее — в Виченце. Перед вами московский двойник палаццо Тьене, дворца, выстроенного в Виченце в середине XVI века. Рустованные стены, узкие окна, пилястры — все соответствует облику итальянского дворца.

Единственное отличие заключается в том, что первый этаж дома на 1/13 выше второго, — эту пропорцию архитектор Иван Жолтовский позаимствовал у еще одного итальянского памятника, Дворца дожей. Дом Тарасова стал первой работой Жолтовского в духе итальянского Ренессанса, которому архитектор следовал до конца жизни.

Дом построили в 1909–1912 годах для купца Гавриила Тарасова. Заказчик умер в 1911 году, не дождавшись окончания строительства, однако его имя увековечено на фасаде. На межэтажной тяге (архитектурный элемент в виде пояса или горизонтального выступа), присмотревшись, можно прочитать слова: GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI… (в переводе с латыни — «Гавриил Тарасов сделал лета Господня…»). На месте многоточия должен быть год постройки, но цифры были утрачены.

В советские годы в здании в разное время находились Верховный суд СССР, посольства Германии и Польши. Сегодня там располагается Институт Африки Российской академии наук.





Доходный дом в 1910 году построил архитектор Николай Жерихов. Здание имеет строгие лаконичные формы рационального модерна — на нем нет богатого декора из лепнины. Чтобы увидеть главное украшение дома, нужно поднять взгляд повыше: в верхней части здания расположен керамический фриз из сине-изумрудной абрамцевской плитки. На нем изображены летящие чайки, очень похожие на символ МХТ, разработанный Федором Шехтелем.

Фасад дома симметричен, его украшают чугунные балкончики и два боковых ризалита (выступа). Здание облицовано коричневой плиткой, контрастирующей со светлыми акцентами в обрамлении окон. Кованый козырек над входом выполнен в виде спирального завитка, который тоже отсылает к Шехтелю: Федор Осипович очень любил использовать этот элемент.







Источник

Добавить комментарий