История одной реставрации: как менялась городская усадьба Деминых

2 октября 2021, 09:02История одной реставрации: как менялась городская усадьба ДеминыхПоделиться

Особняк на улице Казакова за свою более чем вековую историю претерпел серьезные изменения во внешнем виде и своем назначении. В 2016 году, после многих лет запустения, зданию вернули исторический облик. О судьбе усадьбы — в материале mos.ru.

Улицу Казакова в Басманном районе столицы украшает двухэтажный особняк с флигелем в неоклассическом стиле. Он появился здесь в 1885 году. В то время улица называлась Гороховской. Она вошла в состав Москвы в 1742 году. А до этого территория, примыкавшая к Кобыльской и Сыромятнической слободе, была окраинной и использовалась в основном как сельскохозяйственные угодья. Постепенно появлялись отдельные загородные, а затем и городские усадьбы.

 

На этих землях более века назад решил построить дом купец Иван Демин — владелец ткацкой фабрики и основатель Товарищества Садковской мануфактуры. В «Атласе мануфактурной промышленности Московской губернии» за 1872 год указано, что фабрики Демина в год выпускали товаров на общую сумму 546 тысяч рублей. Доходы от них позволяли купцу приобрести удобный участок в Москве, привлечь хороших архитекторов для постройки дома и богато его обставить. Демин приобрел участок, на территории которого располагался жилой дом, и занялся перестройкой. Выполнение этой работы он доверил архитектору Виктору Веригину.

Ветхие конструкции снесли, на их месте появился двухэтажный кирпичный дом, а также деревянные хозяйственные постройки. Фасад дома украсили рустами (тщательно подогнанными друг к другу камнями оригинальной фактуры) и карнизами из тесаного кирпича и белого камня. Над входом на уровне второго этажа разместился балкон, а над венчающим карнизом — аттик (декоративная стенка) с гербом хозяина. В доме сделали центральное печное отопление и установили мраморные камины.

Следующее значимое изменение облика усадьбы связано с архитектором Николаем Струковым. В 1893 году ему было поручено вместо старой ограды построить флигель. В отличие от фасада главного дома, построенного в итальянском стиле, возведенный флигель с пилястрами (полуколоннами) больше тяготел к русскому стилю, поэтому после завершения строительства внешние стены обоих зданий гладко оштукатурили. Предполагается, что именно тогда фасад жилого дома обрел вид, который сохранился до нашего времени.

Архитектором, который завершил строительство усадьбы, был Евгений Опуховский — автор целого ряда особняков и коммерческих зданий в Москве. Под его руководством было построено западное крыло главного дома — двухэтажное каменное здание с сараями и конюшней, а также брандмауэрная (огнестойкая) стена в восточной части усадьбы. В архивах есть упоминание о нескольких пожарах того времени в главном корпусе, и Опуховский, скорее всего, принял участие в ремонте и восстановлении интерьеров усадебного дома.

Что касается владельца особняка Ивана Демина, известно, что он был дважды женат. По мнению экспертов, именно его второй супруге Марии Солдатенковой, сестре мецената и коллекционера Кузьмы Солдатенкова, принадлежала идея оформить интерьеры главного дома строго, но с романтическими нотками. Отсюда — живописные панно в фойе, барельефы и роспись на потолке в пастельных тонах на втором этаже, лепные путти (младенцы с ангельскими крыльями) и богатый растительный узор карнизов в зале.

Мария Солдатенкова стала владелицей усадьбы после смерти мужа, затем имение унаследовали их дети. Но уже в 1912 году, согласно купчей, здание приобрела германская подданная Анна Бокельман, жена Генриха Бокельмана, председателя правления банка «И.В. Юнкер и Ко».

После 1917 года усадьбу национализировали. Ее передали вначале комитету текстильной промышленности, затем Государственному экспериментальному электротехническому институту. После войны здание принадлежало штабу ракетных войск. В то время оно уже было в запущенном состоянии: внутренняя отделка пришла в негодность, мебель была уничтожена. Фасад также был значительно поврежден. Такой вид особняк сохранял долгие годы.

В 1990-е новым владельцем усадьбы стала компания по строительству и ремонту дорог. В тот период была предпринята попытка сделать ремонт в помещении: деревянные окна заменили на пластиковые, подлинные двери — на типовые, на полу постелили линолеум. Фасад при этом оставался в аварийном состоянии.

В 2011 году здание приобрела международная инвестиционная группа компаний, а спустя год усадьбу признали объектом культурного наследия регионального значения.

Восстановление исторического облика особняка началось в 2015 году. Специалисты привели в порядок фасады, заделали трещины в каменной штукатурке.

Пилястры отреставрировали с заменой каркаса и воссоздали лепные гипсовые кронштейны под балконом. Поверхность гранитного цоколя и ступеней расчистили от грязи. Поздние пластиковые карнизы демонтировали, а по сохранившимся следам воссоздали утраченные исторические карнизы. На основании исторических аналогов мастера сделали на венчающем карнизе модильоны (поддерживающие консоли) и розетки из гипса. Специалисты воспроизвели штукатурные наличники оконных проемов. Сохранившийся исторический наличник отреставрировали.



Также воссоздали гипсовые шары над въездными воротами. Они были утрачены, но их изображение сохранилось на архивных фотографиях.

Поскольку стоявшее вплотную к дому здание не сохранилось, брандмауэрная стена была оголена. После ее расчистки, восстановления и защиты кирпичной кладки специалисты выполнили роспись, имитирующую фасад примыкавшего к особняку дома 21.

В процессе работ внутри здания было сделано несколько реставрационных открытий. Так, обнаружилось, что две оштукатуренные и окрашенные белой краской колонны в главном холле сделаны из оселкового (искусственного) мрамора. Их поверхность бережно восстановили, в результате колонны стали настоящим украшением входной группы.

Также, к большой радости специалистов, выяснилось, что в здании сохранилось много подлинных дверных полотен. Им потребовалась серьезная реставрация, в том числе из-за многократной замены замков и ручек. Типовые двери поздних образцов были заменены на воссозданные.

Точно определить цвет стен помещений специалистам не удалось, поэтому для отделки использовали пастельные тона, характерные для того времени. Также художники-реставраторы выполнили расчистку декоративной живописи, вернув исторический облик двум панно в главном вестибюле.

Лепнина, где это было возможно, осталась в первоначальном виде: мастера удалили напластования ремонтных слоев и красок. Кроме того, специалисты по архивным материалам воссоздали утраченные подоконники и паркетные полы.

В 2016 году городская усадьба Деминых была объявлена лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «Лучший проект реставрации».

Источник

Добавить комментарий