Новости с фронта, комедии и сказки: что смотрели в кинотеатрах Москвы во время войны

8 мая 2021, 12:00Новости с фронта, комедии и сказки: что смотрели в кинотеатрах Москвы во время войныПоделиться«Военное содружество кино и фото». Военный фотокорреспондент М. Трахман (справа) и один из операторов военной кинохроники. Волховская группа войск Ленинградского фронта. Май 1942 года. Главархив Москвы

Кинотеатры помогали людям не только узнать о событиях на фронте, но и отвлечься от войны, обрести надежду на скорую победу.

Тем, кто никогда не видел войны, трудно представить, как жили люди в тылу в то время, когда на передовой шли ожесточенные бои. Как изменился для них привычный уклад жизни? Следили ли люди за ходом боевых действий или старались о них забыть?

Представить себе жизнь во время одной из величайших трагедий в мировой истории помогают снятые в тот период фильмы, как документальные, так и художественные. Как работали во время войны столичные кинотеатры и что смотрели зрители, mos.ru рассказала Надежда Клименко, аспирант кафедры киноведения Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова.

Кинематограф периода Великой Отечественной войны разделил все тяготы, выпавшие на долю народа. Производство и прокат фильмов стали жизненно необходимы для страны.

Даже в самое тяжелое время, когда враг был практически у границ города, в Москве работало около 20 кинотеатров. Среди них старейший кинотеатр столицы и один из старейших в мире — «Художественный». Не прекращали работу кинотеатры «Центральный», «Эрмитаж», «Ударник», «Форум», кинотеатр на ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, сейчас — ВДНХ), в Центральном парке культуры и отдыха имени Максима Горького и другие. Пункты кинопоказов также были организованы на призывных участках, в агитпунктах, дивизионных клубах, госпиталях, домах культуры, на железнодорожных станциях. В августе 1941 года был открыт подземный кинозал в метро на станции «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»). Активно использовался фонд мобильных передвижных киноустановок.

На улицах и площадях транслировали военно-инструктивные картины — они рассказывали населению, как справиться с зажигательной бомбой или химической атакой, как бороться с вражескими танками и стрелять из линейной винтовки.

Сеансы кинотеатров состояли из двух частей: сначала на экране показывали военную кинохронику, а только потом художественный фильм.

«Из-за комендантского часа шли только дневные сеансы, а показ мог внезапно прерваться объявлением воздушной тревоги. Тем не менее москвичи охотно ходили в кино. Вскоре после начала войны появляются военно-патриотические короткометражные фильмы “Подруги, на фронт!”, “В тылу врага”, “Чапаев с нами”, “Боевые киносборники” под названием “Победа за нами!” (“Встреча с Максимом”, “Наша Москва”). Записываются музыкальные сборные киноконцерты. Выходят премьеры комедий “Антон Иванович сердится”, “Свинарка и пастух”, “Приключения Корзинкиной”, сказка “Конек-горбунок”», — рассказывает Надежда Клименко.

По ее словам, кинопромышленность под управлением министра Комитета по делам кинематографии Ивана Большакова довольно быстро адаптировалась к тяжелейшим условиям войны. Был составлен список фильмов 1930–40-х годов, рекомендованных к прокату. В основном это героические исторические картины, такие как «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Чапаев», «Щорс», трилогия о Максиме. Также рекомендовались музыкальные комедии «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Трактористы» и другие. Особенным успехом у зрителей пользовалась картина «Музыкальная история» со знаменитым оперным певцом Сергеем Лемешевым в главной роли.

В сентябре 1941 года в рекордные сроки произведена эвакуация киностудий Москвы и Ленинграда в Среднюю Азию и налажены съемки новых фильмов. Уже в начале 1942 года на экраны страны выходят полнометражные игровые картины, снятые в эвакуации, «Антоша Рыбкин», «Секретарь райкома», «Непобедимые» и другие.      

Можно сказать, что в военное время популярность кинотеатров даже выросла. Художественные картины, особенно комедии, помогали отвлечься от мрачной действительности, а документальные фильмы и кинохроника давали эмоциональную сопричастность важным событиям войны и уверенность в победе.            

Обороне Москвы было посвящено несколько документальных фильмов. Первая полнометражная картина — «Наша Москва» Михаила Слуцкого — рассказывает о зенитчиках. В фильме показана система защиты города: аэродром, позиции зенитной артиллерии, крыши домов и командный пункт противовоздушной обороны. Эта картина была включена в «Боевой киносборник № 5».

В октябре 1941 года вышел первый номер специального киножурнала «На защиту родной Москвы», посвященный героизму защитников столицы и трудовым подвигам москвичей. После разгрома врага появились сюжеты о наступательных операциях Красной армии, действиях партизан и восстановлении освобожденных территорий. Всего вышло девять номеров киножурнала.

Когда планировалось контрнаступление под Москвой, Иосиф Сталин предложил снять об этом фильм. Подготовку и наступательные бои Красной армии снимала большая      группа документалистов с осени 1941 по январь 1942 года. В феврале фильм      «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина вышел в прокат. Отличительной особенностью картины стали эмоционально сильные ключевые эпизоды: стремительно летящая конница, лыжники-десантники в белых маскхалатах, народное ополчение, парад 7 ноября на Красной площади, панорама брошенной немцами военной техники.          

Фильм показал жизнь прифронтовой столицы со всех сторон: как москвичи готовили оборонительные сооружения, как отправлялись на фронт войска прямо с парада 7 ноября. В финале появляется образ Бородинского поля, по которому идут войска Красной армии. Таким образом в фильме была проведена параллель между современными зрителю событиями и Отечественной войной 1812 года.

«Это был первый документальный фильм, где большое внимание уделили народному ополчению, — говорит Надежда Клименко. — Показано, как люди стоят в очередях, чтобы записаться добровольцами на фронт, и камера фокусируется на их лицах. Люди становятся главными героями. После этого фильма наши операторы-хроникеры стали уделять особое внимание человеку на войне».

Вдохновляющую картину о первой победе над немецкими войсками посмотрели зрители в США, Великобритании, Иране. В 1943 году «Разгром немецких войск под Москвой» под названием «Москва наносит ответный удар» получил премию «Оскар».

«С первых дней войны наш кинематограф вселял в людей веру в победу. Без преувеличения можно сказать, что это был подвиг всей киноиндустрии, — уверена Надежда Клименко. — Работа всех творческих и производственных кадров, прокатчиков была нацелена на поддержание духа людей на фронте и в тылу — этим они внесли свой неоценимый вклад в общую победу».

Документальный фильм «День войны», кадры которого сняты по всей стране в один день войны, 13 июня 1942 года, начинается с изображений Москвы в четыре часа утра. Пушкинская площадь, аэростаты, Кремль, Красная площадь, улицы, памятники, солдатский патруль, проверяющий документы, десантники, которые уходят на фронт.

В дальнейшем в игровых картинах образ Москвы становится символом непокоренной столицы, символом мира и Победы.

С первых дней войны наряду с военными корреспондентами и фотографами на передовую отправлялись и кинооператоры. Операторы минской и киевской киностудий начали съемки уже через несколько часов после объявления войны. Едут на фронт опытные операторы-документалисты, мобилизуются молодые операторы — выпускники ВГИКа. Через три дня после начала войны в Москве уже показывают первые материалы с фронтов. В течение первого месяца при политуправлениях каждого фронта организуются мобильные киногруппы.

За время войны снято более 3,5 миллиона метров кинопленки. Фронтовые репортажи, портретные зарисовки и очерки составляли основу регулярных выпусков кинохроники — «Союзкиножурнала», переименованного в 1944 году в «Новости дня» (создано более 465 выпусков).

Фронтовые кинооператоры участвовали в военных действиях наряду с солдатами всех родов войск, были в самой гуще событий — из 256 погибли 56, то есть каждый пятый.

Именно благодаря подвигу операторов на войне создан ее аудиовизуальный образ — информационная и эмоциональная кинолетопись Великой Отечественной войны.

Большой популярностью пользовались «Боевые киносборники» под названием «Победа за нами!». В них входили небольшие игровые новеллы на актуальные темы. Всего за годы войны вышло 12 таких киносборников.

«Это уникальный формат, возникший с первых дней войны, — поясняет киновед. — Игровые короткометражные фильмы быстро снимались разными киногруппами и объединялись в альманахи. Новеллы в основном были сатирическими. Яркий пример — “Случай на телеграфе”. В ней Наполеон отправляет Гитлеру телеграмму со словами “Не советую. Пробовал — не вышло”. Были и героические. Например, очень сильная работа “Пир в Жирмунке”, где героиня ценой собственной жизни отравила вражеских солдат, остановившихся в ее избе».

Снимали во время войны и полнометражные игровые художественные фильмы. Так, Сталинскую премию II степени получил режиссер Иван Пырьев за фильм «Свинарка и пастух», снятый в 1941 году. Эта картина никак не связана с войной и рассказывает о любви девушки и юноши, повстречавшихся на ВСХВ.

В 1941 году режиссер Константин Юдин выпустил комедию «Сердца четырех» с Валентиной Серовой, Людмилой Целиковской, Евгением Самойловым и Павлом Шпрингфельдом в главных ролях. Однако первоначально киноленту не пропустили в прокат, так как худсовет посчитал ее «оторванной от действительности». Зрители увидели фильм только в декабре 1944-го и мгновенно полюбили его. По итогам 1945 года его посмотрели 19,4 миллиона человек. Картина заняла третье место в прокате.

В 1945-м на экраны вышла и первая часть знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Царя в нем сыграл Николай Черкасов. Режиссер и съемочная группа получили за работу над картиной Сталинскую премию I степени.      

Из-за сложности производства мультипликационные картины во время войны практически не снимали. В 1941 году студия «Союздетфильм» выпустила цветной фильм «Конек-горбунок» режиссера Александра Роу. А в 1944-м он же снял черно-белую сказку «Кощей Бессмертный», которая получила высокую оценку критиков и до сих пор считается классикой детского кино.

Показывали во время войны и зарубежные картины. Большой популярностью пользовался британский фильм-сказка «Багдадский вор», снятый по мотивам «Тысячи и одной ночи». В 1944 году продюсер Александр Корда подарил этот фильм СССР. Еще одним подарком союзников стал мультфильм «Бэмби» — его в 1945-м сделал советским зрителям Уолт Дисней.

В этом же году на экраны советских кинотеатров вышли и другие американские фильмы: «Эдисон» Кларенса Брауна, «Весенний вальс» Генри Костера, а также фильм «Лисички», снятый по сценарию американской писательницы Лилиан Хеллман, которая приезжала в Советский Союз во время войны. Особенно полюбились зрителям фильмы «Сестра его дворецкого» Фрэнка Борзейги с Диной Дурбин в главной роли и «Тетка Чарлея» Арчибальда Майо. Сюжет этой картины впоследствии лег в основу фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» Виктора Титова.

Источник

Добавить комментарий