Пункт управления метро: как устроен единый диспетчерский центр столичной подземки

13 апреля 2022, 07:00Пункт управления метро: как устроен единый диспетчерский центр столичной подземкиФото Ю. Иванко. Mos.ru

Запустить эскалаторы, отправить дополнительный состав или перенаправить пассажирские потоки могут из единого диспетчерского центра Московского метрополитена. Здесь собраны все службы, которые обеспечивают работу метро.

В рабочий день Московский метрополитен перевозит в среднем 7,4 миллиона человек. Это огромный поток пассажиров, и главная задача города — обеспечить бесперебойную работу подземки и удобство для них. За этим стоят десятки специалистов, они круглосуточно следят за этим в едином диспетчерском центре (ЕДЦ). Зачем их всех собрали в одном месте, как координируется работа служб и что это дает пассажирам — в материале mos.ru.

Единый диспетчерский центр открыли в здании бывшего кинотеатра «Ереван» на Дмитровском шоссе. Внутри сохранилось мозаичное панно «Дары Армении» 1970 года, но в остальном это современное пространство, где круглосуточно работают около 230 человек, которые раньше трудились в разных районах города.



На видеостене главного зала на третьем этаже установлено 36 мониторов. Специалисты в режиме реального времени следят за обновлением графика движения поездов, данных о пассажиропотоке и количестве составов на линии и другой оперативной информации, объявлениями об изменениях движения, видео с камер наблюдения.

«Раньше коммуникация велась в основном с помощью телефона, а сейчас все важнейшие службы собраны в едином информационном пространстве. Если происходит какой-то сбой или инцидент, то об этом объявляет дежурный по метрополитену по громкой связи. Информация через соответствующих сотрудников сразу поступает специальным бригадам, которые оперативно решают задачу на месте», — рассказывает Андрей Жабин, первый заместитель начальника ЕДЦ, главный диспетчер метрополитена.

В одном зале находятся специалисты, которые отвечают буквально за все происходящее в метро, за каждое направление его работы. В первом ряду сидит сотрудник по внешним связям, который отслеживает сообщения о подземке в социальных сетях и медиа, а также представители дирекции обслуживания Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров, выше — специалисты отдела пожарной охраны и безопасности, службы подвижного состава, движения, пути, энергоснабжения и другие. Даже работу касс и автоматов по продаже билетов контролируют из единого центра.

Главное звено в этой системе — дежурный по метрополитену, который сидит в центре зала в красном кресле. Это самый важный человек в смене: он получает всю информацию о работе подземки и держит связь с Центром организации дорожного движения, полицией и спасателями. Именно дежурный контролирует, как будет отработан тот или иной случай. «Это очень большая ответственность. В первую очередь нужны стрессоустойчивость, знание технологий и специфики работы метрополитена», — делится Светлана Шитова, дежурный по метрополитену.

Для помощи диспетчерам в ЕДЦ разработана система поддержки принятия решений. В нее уже заложено более 130 сценариев, и она подсказывает оптимальный порядок действий. Кроме того, в центре контролируют трамвайную сеть — ее передали метрополитену в начале 2021 года. На стенах до потолка установлены большие экраны с оперативной информацией о движении трамваев и состоянии остановок.

На втором этаже здания специалисты следят за работой конкретных линий метро. Для каждой ветки создан свой диспетчерский круг — отдельное рабочее пространство для группы специалистов, отвечающих за инфраструктуру и движение поездов.

«Уже готов такой круг для строящейся Троицкой линии. Пока там работают диспетчеры трамвайного движения. Всего для управления действующими и будущими линиями метро создано 16 диспетчерских кругов», — уточняет Андрей Жабин.



Диспетчеры в кругах смотрят за движением поездов, выполнением ими графика, управляют системами вентиляции, энергоснабжения и эскалаторами. В центре круга сидит диспетчер движения, у которого есть прямая связь с машинистами (для этого им достаточно нажать на педаль) и дежурными на станциях.

«Наша основная работа — контроль движения поездов, выполнение графика и оперативное реагирование. Если что-то случается, надо организовать движение, отправить восстановительные бригады и так далее. Самое главное — ответственность перед пассажирами. Все-таки ежедневно на метро ездят миллионы москвичей, и за каждого мы отвечаем», — уточняет Никита Савин, поездной диспетчер Большой кольцевой линии.

Перед каждым диспетчером есть график движения с запланированным и фактическим временем отправления составов. Здесь же ставят пометки, если были даны указания машинистам (например, задержаться на несколько секунд). В будущем этот график перенесут на интерактивные планшеты, а информация с них будет сразу поступать машинистам.

«Чаще всего расхождения с расписанием происходят в часы пик, когда пассажиры держат двери. Многие думают, что делают доброе дело, но на самом деле из-за экономии времени одного человека страдают остальные. Следующие поезда вынуждены подстраиваться под эту задержку, а это около 1300 пассажиров в одном составе (и около 1500 в новых составах “Москва-2020”)», — рассказывает Андрей Жабин.

У каждой ветки метро свои особенности. Так, Мария Амелина, поездной диспетчер Солнцевской линии, отмечает, что на ней работает в основном молодой персонал. «Диспетчером быть интересно. Необходимо изучать инструкции и четко им следовать. Мы стараемся поддерживать приветливые отношения с другим персоналом линии, все-таки они тоже несут ответственность на своих станциях. Это важно, чтобы сотрудники чувствовали поддержку поездного диспетчера, чтобы всегда была взаимовыручка. Нам всем надо быть собранными и спокойными, уверенными в своей работе, это необходимо в пассажирских перевозках», — говорит она.

Единый диспетчерский центр создан прежде всего для комфорта пассажиров. При скоплении людей на входе в метро или у касс диспетчеры могут перевести турникеты в реверсивный режим (работают как на вход, так и на выход), включить дополнительные эскалаторы или подать еще один состав. Перед массовыми событиями — футбольными матчами или концертами — в ЕДЦ создается специальный штаб, который следит за работой загруженных станций. Но возникают и необычные ситуации.

«Однажды у пассажирки из рук вырвалась собачка. Мы это заметили и предупредили машинистов поездов, которые подъезжали к станции, чтобы те были более бдительными и ехали чуть медленнее обычного, ведь животное могло прыгнуть на пути. В результате собака вернулась к хозяйке и все закончилось хорошо», — рассказывает Андрей Жабин.





Благодаря единому центру сотрудники метро могут быстрее и качественнее решать возникающие вопросы. За два года с момента его создания уже удалось сэкономить более 200 часов времени москвичей — все благодаря более быстрой реакции на любые возможные инциденты. Цифровизация не только облегчает работу сотрудников подземки, но и позволяет горожанам каждый день вовремя и с комфортом приезжать на работу и не опаздывать на встречи.

Источник

Добавить комментарий