Социальная сфера29 июля в 07:01Социализация онлайн: как школьница создала соцсеть для людей с ментальными особенностями
Сервис позволяет общаться людям, которым бывает трудно не только обращаться с клавиатурой, но и записывать голосовые сообщения. Они используют пиктограммы, смайлики и стикеры.
Спросить совет у друга, решить рабочий вопрос или отправить фотографию родителям — дела, которые кажутся привычными и совсем не сложными для рядового пользователя социальных сетей. Однако для некоторых людей с особенностями здоровья современные мессенджеры, а значит, и все плюсы дистанционного общения с близкими остаются недоступны.
Москвичка Зоя Романова, еще будучи ученицей девятого класса, создала социальную сеть «Эмо» специально для таких людей. Сначала это был школьный проект, но сейчас соцсеть охватывает более 20 учреждений в шести регионах страны. Как родилась перспективная идея и в чем отличие «Эмо» от привычных соцсетей — в материале mos.ru.
Зоя Романова, студентка Московского технического университета связи и информатики, увлеклась веб-разработкой в средней школе. От решения учебных задач школьница решила перейти к реальным проектам, тогда с идеей помогла мама — Елизавета Романова, директор ресурсного центра «Вера. Надежда. Любовь». Они хотели дать возможность людям с ментальными особенностями общаться дистанционно.
«Некоторые ребята совсем не могут пользоваться существующими социальными сетями. Мелкий шрифт, много текстовой информации — это все очень сильно мешает восприятию», — говорит Зоя Романова.
Тогда девушка решила создать тренажер, с помощью которого можно научиться, например, пользоваться мышкой и правильно трактовать дистанционное общение, понимать, что имел в виду человек по ту сторону экрана. В результате получилась целая социальная сеть, которую назвали «Эмо» (от слова «эмодзи»). Интерфейс сделали простым и удобным — крупный шрифт, никаких лишних кнопок и отвлекающих деталей.
Благодаря поддержке центра сопровождаемого проживания «Гурьевский» сегодня сетью «Эмо» пользуются 400 человек более чем из 20 социальных учреждений. Для них написали методические рекомендации, которые помогают специалистам социальных учреждений быстрее разобраться в функциях социальной сети и научить пользоваться ими подопечных. Сначала они проходят диагностику навыков, а затем для каждого составляется индивидуальная программа. Будущему пользователю социальной сети необходимо научиться печатать и управлять мышкой, а также освоить прикладные когнитивные навыки.
«В эти навыки входит понимание того, что такое диалог, как его начать, как адекватно ответить. Для пользователей сделали специальные подсказки. Например, если собеседник спрашивает про настроение, то можно нажать на папку, в которой собраны возможные ответы на этот вопрос. Это помогает ребятам, если возникают сложности», — отмечает Елизавета Романова.
Длительность обучения зависит от человека — это могут быть и три занятия, и программа на полгода. Для ряда людей площадка стала единственной возможностью дистанционного общения.
«Даже некоторые более функциональные ребята, которые могут пользоваться и другими социальными сетями, специально регистрируются в “Эмо”. Ведь только здесь они могут на расстоянии общаться со своими более слабыми в этой области друзьями. Это равный доступ к цифровым возможностям. Более того, с помощью соцсети ребята из разных учреждений начали знакомиться и общаться», — рассказывает Елизавета Романова.
С помощью площадки пользователи могут не только развивать базовые социальные навыки на виртуальных тренажерах, но и общаться в личных чатах с помощью текстовых и голосовых сообщений, готовых шаблонов и пиктограмм.
«Пиктографические изображения используются людьми с ментальными особенностями и в обычной жизни. Например, человек, который не умеет говорить, может доносить свои мысли с помощью таких картинок. Эти же изображения используются и в социальной сети. У нас поиск пиктограмм структурирован по темам, кроме того, есть отдельно смайлики и стикеры, которые помогают передать свои эмоции», — уточняет Зоя Романова.
Еще в «Эмо» можно создавать свои мероприятия — выглядит это как доска анонсов, а также делиться фотографиями с уже прошедших событий. Студенты центра сопровождаемого проживания с помощью этой функции проводят мастер-классы, встречи по интересам и собираются на экскурсии.
Один из таких студентов — Александр Куцанкин, подопечный центра сопровождаемого проживания «Гурьевский». Несмотря на то что молодой человек зарегистрирован и в других соцсетях, он все равно пользуется «Эмо», чтобы поддерживать общение с другими студентами социальных учреждений.
«С помощью “Эмо” мы планируем выездные мероприятия, нас научили создавать события, на которых потом вместе встречаемся. Еще я в “Эмо” общаюсь со своими друзьями, наставниками. Там удобно записывать голосовые сообщения и обмениваться фотографиями», — отмечает Александр Куцанкин.
Именно студенты центра сопровождаемого проживания «Гурьевский» первыми тестируют новый функционал соцсети и дают отзывы. В будущем, отмечает Зоя, появится возможность объединяться в группы единомышленников. Сейчас разработчица повышает производительность ресурса, собирает обратную связь и расширяет функциональность сервиса.
«Эта социальная сеть дает мне много позитивной энергии. Я своими глазами вижу, как помогаю людям, получаю от них обратную связь. Мне бы хотелось и дальше заниматься этим проектом», — говорит Зоя Романова.
Зарегистрироваться в «Эмо» может любой желающий (общение с подопечными доступно после модерации), среди пользователей есть волонтеры и социальные работники, родители и друзья людей с ментальными особенностями. Социальная сеть доступна в онлайн-версии и в мобильном приложении.