Возрождение легенды: как проходит реставрация павильонов ВДНХ

17 апреля 2021, 09:02Возрождение легенды: как проходит реставрация павильонов ВДНХПоделиться

За семь лет завершили комплексную реставрацию 23 объектов культурного наследия, еще в стольких же работы продолжаются.

Весной 2014 года на территории ВДНХ (в тот момент еще ВВЦ) начались работы по возрождению павильонов, произведений монументального искусства и ландшафтной архитектуры. За более чем 20 лет, в течение которых главная выставка страны использовалась как торговый центр, исторические здания сильно пострадали.

С момента передачи ВДНХ под контроль Правительства Москвы над возрождением объектов выставки работали десятки реставраторов, художников и архитекторов. Уже завершена комплексная реставрация 23 объектов культурного наследия, в 23 еще продолжаются работы, шесть из них будут готовы до конца этого года.

О восстановлении исторического облика и развитии главной выставки страны mos.ru рассказала Юлия Логинова, заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы и куратор реставрационных работ на ВДНХ.

В общей сложности на ВДНХ находится 49 объектов культурного наследия (включая павильоны, скульптурные композиции, исторические фонтаны, каскад искусственных прудов с прилегающей территорией, дубовую и каштановую рощи). В 2015 году вся территория выставки стала 50-м объектом со статусом достопримечательного места федерального значения. По словам Юлии Логиновой, состояние почти всех исторических памятников ВДНХ до начала реставрации оценивалось как аварийное.

«Первое, с чего начались работы в апреле 2014 года, — это удаление всех поздних конструкций, выставочных, торговых, фальшфасадов, поздних перегородок внутри павильонов, а также демонтаж всех пристроек к историческим объектам с наружной стороны, раскрытие первоначального облика этих объектов. Нам нужно было понять, в каком состоянии дошли до нас павильоны. Так, входная группа павильона № 70 “Москва” (“Монреальский”) была полностью раскрыта в рамках работ 2014 года», — отмечает Юлия Логинова.

Такие работы затронули 14 павильонов. Также прошли первичные противоаварийные мероприятия, после чего специалисты составили поэтапную программу, где для каждого павильона расписали сроки его обследования, разработки проекта реставрации и приспособления.

В числе первых занялись реставрацией системы цветочных партеров Центральной аллеи, которые также входят в реестр объектов культурного наследия. В рамках проекта «Ландшафтный парк», который объединяет запрудную зону с каскадом прудов, Мичуринский сад и окружную дорогу, было проведено комплексное благоустройство, в основе которого также лежали исторические исследования.







«Главная концепция, которой придерживаются специалисты с 2014 года, — реставрация объектов в соответствии с их обликом в 1954 году, поскольку основная архитектурная периодизация памятников относится к этому времени. При этом нередко в ходе исследований павильонов обнаруживаются более ранние или поздние фрагменты архитектурного или интерьерного декора», — рассказывает Юлия Логинова.

Например, в павильоне № 71 «Атомная энергия» (бывший павильон «РСФСР»), в котором в декабре 2018 года открылся Дворец госуслуг «Мои документы», были отреставрированы витражи 1958 года в стиле советского кубизма. Они находятся в ротондной части здания. Также был демонтирован фальшгерб из алюминия и раскрыт герб РСФСР, который находился на павильоне в момент открытия выставки в 1954 году после реконструкции.


Другой пример — павильон № 13 «Здравоохранение» (бывший павильон «Армянская ССР»). В одном из его залов была раскрыта орнаментальная потолочная живопись, которая относится к 1939 году. Специалисты включили ее в предмет охраны памятника. Она была расчищена и законсервирована в том виде, в котором дошла до нашего времени.

Живопись 1985 года обнаружили и в павильоне № 31 «Геология» (бывший павильон «Лен, конопля и другие лубяные культуры»).

«На колоннах в основном зале до начала работ мы вообще не предусматривали и не видели по состоянию сохранности, что здесь могут быть какие-то живописные фрагменты. Однако в процессе при расчистке штукатурного слоя мы наткнулись на остатки рулонных обоев в центральных частях этих колонн, за которыми в очень хорошей сохранности была найдена живопись в технике фрески периода 1958 года с изображением сцен из жизни геологов. Эта живопись была включена в предмет охраны этого павильона, и в настоящее время проводится завершающая стадия работ по консервации найденных фрагментов», — говорит Юлия Логинова.


В 1954 году скульптор Сергей Орлов предложил для обрамления архитектурного декора ВДНХ смальтовую технологию, которая впоследствии стала одной из отличительных особенностей объектов выставочного комплекса. Ее, в частности, использовали при облицовке четырех женских скульптур, украшающих павильон № 58 «Земледелие» (бывший павильон «Украинская ССР»), и при оформлении скульптурной композиции «Тракторист и колхозница» на главном входе в 1954 году.


«Когда мы обследовали состояние бетонных конструкций и смальтовой облицовки скульптур павильона № 58 “Земледелие” (бывший павильон “Украинская ССР”) и скульптур главного входа, то увидели, что там требуется фрагментарное инъектирование, а также есть возможность фрагментарной реставрации — восполнения поврежденных участков смальты. Если мы внимательно сравним фотографии до и после реставрации скульптур главного входа, то можем заметить, что есть участки восстановленные, а есть участки подлинной смальты. По фотографиям до реставрации хорошо видно, что лица мужчины и женщины были практически утрачены, облицовка смальты нв этих участках не сохранилась. Здесь мы делали цветовую подборку смальты и уже восстанавливали покрытие в границах утрат», — объясняет Юлия Логинова.



В такой же технике выполнены и скульптуры павильона № 34 «Космос». Там состояние смальты было аварийным и требовались работы по бетону и основаниям фигур. Специалисты приняли решение демонтировать смальту с последующей отбраковкой тех фрагментов, которые не могут использоваться для переоблицовки. Была заказана и выложена смальта такого же размера, что была на скульптуре до начала работ.



В разных павильонах смальта использовалась в архитектурном декоре, например в элементах гербов павильона № 71 «Атомная энергия» (бывший павильон «РСФСР») и Центрального павильона. Мастера отреставрировали сохранившиеся участки и восполнили утраты.


Реставрация главной выставки страны — максимально открытый процесс. Российские специалисты приглашают для осмотра объектов и знакомства с результатами проведенных работ иностранных коллег. Таким образом, зарубежные эксперты имеют возможность пообщаться с отечественными архитекторами-реставраторами, которые разрабатывают проектную документацию, осуществляют авторский надзор и методическое руководство.

«Если говорить с точки зрения опыта, то опыт ВДНХ уникален. Первая проблема, которую мы сегодня решаем, — это реставрация построек изначально временного типа, не рассчитанных на зимнюю эксплуатацию, и приспособление их для круглогодичного использования. Второй вопрос, который мы всегда обсуждаем с экспертами, — это вопрос подлинности, вопрос сохранения напластований, которые раскрываются в ходе работ. И третий — это вопрос обретения павильонами новых функций. Ведь происходит комплексное возрождение ВДНХ. Павильоны должны быть интересны не только с архитектурной точки зрения, но и с точки зрения контента, который сейчас предлагается посетителю», — поясняет Юлия Логинова.

Примером серьезной работы профессионалов по обследованию, реставрации и приспособлению объектов выставочного комплекса стал павильон «Космос», где в апреле 2018 года открылась экспозиция «Космонавтика и авиация». Попадая внутрь, посетители могут оценить масштабность и уникальность архитектурного пространства эллинга, который был построен в 1939 году и включен в новый объем здания с куполом в 1954-м. Это самый большой павильон на территории выставки.

В 1939 году эллинг внешне больше напоминал открытый ангар и использовался для экспозиции сельскохозяйственной техники. При реконструкции в 1954-м к нему пристроили два объема и закрыли его с двух сторон, однако не была решена проблема его круглогодичной эксплуатации. Павильон был холодным и не мог полноценно использоваться по назначению. Историческая функция вернулась к нему в 2018 году после работ по приспособлению. В экспозиции появились новые иммерсивные экспонаты. Мультимедийные технологии помогли найти новые способы использования выставочного пространства.




В павильоне № 58 «Земледелие» (бывший павильон «Украинская ССР») после реставрации весной 2019 года начал работу центр славянской письменности «Слово», интерактивная экспозиция которого посвящена развитию кириллицы.



А в павильоне № 62 «Охрана природы» (бывший павильон «Строительные материалы») открылся Международный центр балета. После реставрации в помещении разместились оборудованные балетные классы и студии. По словам Юлии Логиновой, благодаря бережному приспособлению не был нарушен внутренний декор здания.

«Следует отметить, что когда мы говорим о реставрации исторического павильона, то мы думаем о сохранении его как предмета охраны, при этом рассматриваем возможности внедрения новой функции в существующий объем. На мой взгляд, каждый павильон уникален, планировочные решения не повторяются, и возможности его приспособления обсуждаются достаточно длительно. Важно, как современное приспособление сочетается с архитектурой сталинского ампира. Учитывая, что реставрация фасадной части всегда превалирует, необходимо избежать дисбаланса восприятия той или иной экспозиции», — говорит Юлия Логинова.

В восстановлении исторических объектов ВДНХ участвует большое количество профессионалов. Помимо архитекторов-реставраторов, которые определяют направление исследований объектов, в команде есть химики-технологи, архивисты, историки, специалисты, которые занимаются восстановлением живописи, позолоты, скульптуры и так далее. Есть также дизайнеры и специалисты по музейному делу, отвечающие за создание экспозиций.

Большая палитра специализаций включает не только реставраторов архитектуры, живописи, штукатурного и гипсового декора, но и паркетчиков, а также мастеров, которые занимаются воссозданием люстр или работают с искусственным мрамором, керамикой, деревом и смальтой.

«Особенно хотела бы остановиться на этом виде работ, так как именно на ВДНХ реставраторы смальты получили беспрецедентный опыт в таком объеме, — отмечает Юлия Логинова. — Один из первых фонтанов ВДНХ, где проводились работы, — это фонтан “Золотой колос”, который более 30 лет не эксплуатировался. Его конструкции находились в аварийном состоянии, смальта многократно поновлялась не с помощью восстановления отдельных декоративных тессер, а подкрашивалась поэлементно. Была проведена действительно глобальная работа по его реставрации, по возвращению вида струй и направления подачи воды — все это было сделано большой командой специалистов».




К 80-летию выставки была выпущена книга-альбом «Москва, которая есть. ВДНХ», где представлены результаты работ, затронувших 20 объектов комплекса. Кроме того, там указаны имена специалистов и названия организаций, включая архитекторов и участников производственных работ. Отдельная книга была издана о реставрации павильона «Земледелие» (бывший павильон «Украинская ССР»). Оба издания размещены в свободном доступе на сайте столичного Департамента культурного наследия. С их помощью можно взглянуть на объекты ВДНХ глазами реставраторов.

В 2021 году завершить восстановительные работы планируется в павильонах № 1 «Центральный», № 6 «Химия» (бывший павильон — корр «Литовская ССР»), № 30 «Микробиологическая промышленность» (бывший павильон «Масличные культуры»), № 31 «Геология» (бывший павильон «Лен, конопля и другие лубяные культуры»), № 44 «Кролиководство», а также № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший павильон «Поволжье»).



«Совсем скоро вы сможете оценить как результаты проведенных работ, так и новые экспозиции в этих павильонах, — говорит Юлия Логинова. — Летом мы планируем продолжить тематические экскурсии по выставке, в ходе которых мы стараемся рассказывать не только об истории ВДНХ, но и об изменениях, которые произошли за последние семь лет, о возвращении исторического архитектурного облика объектам, об интересных находках. Пользуясь случаем, всех приглашаем на эти экскурсии. Всякий раз гуляя по выставке, вы можете открывать для себя что-то новое. Не забывайте фотографировать и сравнивать результаты реставрации, для того чтобы лучше изучить архитектурный ансамбль выставки и понять феномен ВДНХ».

Источник

Добавить комментарий