23 июня 2022, 11:01Главархив рассказал о реформе профессионально-технического образования 1969 годаНа занятиях в слесарной мастерской профессионально-технического училища No 31, справа — старший мастер производственного обучения А. Цесарский. Фото В. Богданова. Март 1970 года. Главархив Москвы
В 1966–1968 годах профтехучилища подготовили свыше 109 тысяч квалифицированных рабочих для предприятий промышленности, сфер транспорта и бытового обслуживания. Тогда же были предприняты меры по укреплению материальной базы, повышению уровня подготовки преподавательского состава и расширению сети профтехучилищ.
Вопрос о выборе будущей профессии всегда был актуальным для учащихся школ Москвы. Основы современных подходов были заложены в конце 1960-х годов, когда в сфере профессионально-технического образования удалось достичь значительных успехов.
Документы Моссовета, сохранившиеся в фондах столичного Главархива, рассказывают о комплексном улучшении системы профтехнического образования в нашей стране, а также о том, как в школах появились станки и мастерские, а училища стали выпускать специалистов.
В 1969 году профессионально-техническое образование в Москве можно было получить в 146 училищах. Обучение в них проходило более 54 тысяч человек. В 1966–1968 годах профтехучилища подготовили свыше 109 тысяч квалифицированных рабочих для предприятий промышленности, сфер транспорта и бытового обслуживания. Тогда же были предприняты меры по укреплению материальной базы, повышению уровня подготовки преподавательского состава и расширению сети профтехучилищ. Проводилась и экспериментальная работа: создавались заведения, в которых учащиеся наряду с освоением профессии продолжали свою общеобразовательную подготовку.
Вопрос улучшения системы профтехнического образования стоял на тот момент весьма серьезно, что подтверждает постановление Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) и Совета Министров СССР, которое есть среди документов Главархива Москвы. Согласно совместному постановлению Моссовета и бюро Московского городского комитета КПСС, в 1969 году началась разработка плана по преобразованию профессионально-технических учебных заведений в училища.
Окончив восемь классов школы, учащийся мог начать осваивать профессиональные навыки. Городскому управлению профтехнического образования поручили увеличить количество спортивных секций, кружков технического и художественного творчества.
В то же время актуальным оставался кадровый голод — недостаток преподавателей в ряде училищ. Специалистов с высшим образованием и мастеров производственного обучения со средним специальным или высшим образованием начали активно привлекать к работе в училищах. Разрабатывались новые методы по переподготовке инженерно-педагогических работников. Все преподаватели знакомились с новыми достижениями науки и техники, организацией производства, а также с опытом новаторов и передовиков производства.
Уделялось внимание и трудоустройству выпускников школ. Так, исполкомы районных советов Москвы помогали обучающимся в получении соответствующих производственных профессий через систему профтехобразования. Отмечалось, что значительная часть молодежи приходит работать на производство, не имея профессионального образования. Проблемой также был износ оборудования. В обязательном порядке для нужд учебных заведений начали выделять необходимую технику, приборы и инструменты. Более пристальное внимание стало уделяться и производственной практике — учащимся предоставлялись штатные рабочие места в цехах и на строительных объектах, где будущих рабочих знакомили с техникой и технологией производства.
Учебным заведениям профтехнического образования в вопросах воспитательной работы содействовали профсоюзные организации базовых предприятий. Для учащихся открывались двери дворцов и домов культуры, библиотек, стадионов, спортивных залов и туристических баз. Они могли посещать их наравне с работниками предприятий.
Более 200 профессий
К 1970-м годам удалось открыть достаточное количество училищ и техникумов. Перспективный план на 1971–1975 годы по развитию в Москве сети профтехобразования и сегодня служит примером эффективной подготовки специалистов. Современные колледжи столицы оснащены всем необходимым оборудованием и тренажерами. Студенты обучаются более чем по 200 профессиям и специальностям. Проекты московского профессионального образования «Профессиональное обучение без границ» и конкурс профессионального мастерства «Молодые профессионалы» развиваются в соответствии с новыми требованиями и запросами. Основы современной профориентации отражены в документах, опубликованных Главархивом Москвы.
Подать заявление на поступление в столичный колледж можно с 20 июня по 15 августа включительно на портале mos.ru. Прием документов на обучение по специальностям, которые требуют наличия определенных творческих способностей, физических или психологических качеств открыт до 10 августа.