Находки и открытия: реставрация помогла найти новые ценные элементы архитектуры Дома Наркомфина

17 июля 2022, 09:01Находки и открытия: реставрация помогла найти новые ценные элементы архитектуры Дома НаркомфинаФото Ю. Иванко. Mos.ru

Реставрация завершилась в 2020 году. Специалисты не только сохранили облик, планировку и историческую функцию здания, но и восстановили оформление помещений, вернули первозданный вид первому этажу дома, открыв железобетонные колонны, на которых он стоит, а также привели в порядок придомовую территорию.

Департамент культурного наследия Москвы утвердил дополненный предмет охраны Дома Наркомфина. В этот документ входит перечень ценных элементов, формирующих исторический облик памятника архитектуры. Все они подлежат обязательному сохранению при проведении любых работ.

Здание находится по адресу: Новинский бульвар, дом 25, корпус 1 и имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Дом Наркомфина был построен в 1928–1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР. Он признан одним из самых ярких памятников эпохи конструктивизма.

Реставрация в Доме Наркомфина проводилась с 2017 по 2020 год. В ходе работ специалисты сделали немало открытий. Долгое время здание пребывало в аварийном состоянии, и не все его ценные элементы были зафиксированы в прежнем предмете охраны. Реставраторам удалось их выявить и сохранить. Документ был пересмотрен и обновлен. Теперь любые реставрационные работы в Доме Наркомфина будут проводить с учетом дополненного предмета охраны.

«Дом Наркомфина — знаковый памятник архитектуры, настоящая жемчужина конструктивизма. В 2020 году здесь завершилась масштабная реставрация. Специалисты вернули зданию первозданный вид. Все находки, которые сделали мастера во время проведения работ, были сохранены и внесены в дополненный предмет охраны. В их числе, например, цветочницы в парапете около квартиры Милютина, парапет и металлический поручень над ним. Важно отметить уникальный экспериментальный материал покрытия полов и ступеней лестниц — ксилолит. Его частично смогли отреставрировать, частично воссоздали», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Также реставраторы смогли сохранить уникальные раздвижные окна в деревянных и бетонных рамах. Не везде, но они сохранились, причем с фурнитурой. Они также вошли в дополненный предмет охраны.



Специалисты привели в порядок пространство вокруг здания, как было задумано при строительстве Дома Наркомфина. Раскрыли приямки, окно для загрузки угля, воссоздали покрытие придомовой территории.

— кровли жилого и коммунального корпусов 1928−1930 годов, включая солярий с раздевалкой и винтовой лестницей, перголы (ажурные деревянные конструкции, предназначенные для защиты от солнца);




— железобетонный каркас здания, сборно-монолитные плиты, трехслойные ограждающие конструкции наружных стен 1928−1930 годов;

— архитектурно-художественное оформление интерьеров жилого и коммунального корпусов здания 1928−1930 годов, включая напольное покрытие, поручни ограждений, заполнения дверных проемов, их рисунок, фурнитуру, материал, цвет; места расположения, композицию и материал встроенной мебели в квартирах, элементы интерьера помещений бывшего общежития на седьмом этаже (мебель, карнизы, текстиль, освещение, оконечные устройства, сантехника), материал, цвет и рисунок облицовки санузлов ячеек и мест общего пользования, места размещения, габариты санитарно-технического и кухонного оборудования, светильников и электрофурнитуры в квартирах.

Реставраторы решили на седьмом этаже сохранить помещения, целиком передающие атмосферу 1930-х годов, с мебелью, текстилем, сантехникой, осветительными приборами.







При строительстве Дома Наркомфина широко применялись экспериментальные материалы. Каркас изготовили из монолитного железобетона, наружные и внутренние стены — из бетонитовых пустотелых камней, а стены и перегородки — из фибролита. Новаторские идеи реализовали в планировке и дизайне помещений, в том числе тщательно проработали вопросы колористики и инсоляции, разработали и установили специальную мебель. Все это и сделало Дом Наркомфина одним из ярких памятников эпохи конструктивизма. В 1987 году его взяли под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.

Дом Наркомфина состоит из жилого и коммунального корпусов, их общая площадь составляет 5,2 тысячи квадратных метров, 870 «квадратов» из которых — эксплуатируемые кровли.

Жилой корпус представляет собой здание с двумя лестничными пролетами. В длину оно достигает 85 метров, а в высоту — 17 метров. Первый этаж здания — открытое общественное пространство с объемом входной группы, северным лестничным объемом и колоннами, скрывающими инженерные коммуникации. На остальных этажах расположены квартиры — «жилые ячейки», как называл их автор проекта Моисей Гинзбург.

Здание спроектировано так, что окна спален в квартирах выходят на восток, а гостиных — на запад. Таким образом, жильцы могли по утрам встречать рассвет, а длинными летними вечерами любоваться закатом.

Для больших семей предлагались трехкомнатные двухъярусные квартиры (тип К) площадью 90 квадратных метров. Для тех, кто живет один, и бездетных семей были предусмотрены малометражные квартиры (тип F) площадью 37 квадратных метров. А с торца дома по обеим сторонам от лестниц расположены квартиры с двумя жилыми комнатами, столовой, передней, ванной, уборной и кухней (тип 2F).

Кроме того, на седьмом этаже часть комнат была выделена под общежитие. Также на седьмом и восьмом этажах располагалась двухуровневая квартира наркома финансов РСФСР Николая Милютина, по инициативе которого и был построен Дом Наркомфина.

Коммунальный корпус — это четырехэтажное здание, напоминающее куб. В нижней части находился детский сад, в верхней — столовая, помещения для отдыха и спорта. На плоской крыше была организована летняя терраса с металлической перголой.

Дом Наркомфина часто называют домом переходного типа от старого уклада жизни к новому коммунистическому быту. Авторы проекта предполагали, что большую часть свободного времени люди будут проводить в общественных помещениях — отдыхать в спортивном центре, на открытой лоджии второго этажа или на плоской крыше с шезлонгами и цветником. Питаться жители также должны были в общей столовой, хотя в квартирах технически можно было оборудовать и собственную кухню.







В первые годы после заселения запланированный проектировщиками уклад жизни сохранялся. Квартиранты и жители соседних домов активно пользовались детским садом, столовой и прачечной, посещали спортзал. Однако несколько лет спустя почти все трехкомнатные квартиры превратились в коммуналки, а коммунальный корпус сначала переделали под типографию, а впоследствии приспособили под конструкторское бюро.

В 1940–1970-х годах комплекс подвергся более значительной перестройке. В жилом корпусе полностью застроили первый этаж, часть открытой террасы включили в состав квартиры на седьмом этаже. К нежилому корпусу добавили пятый этаж, две бытовые пристройки со стороны южного и восточного фасадов, а витражное остекление первого и второго этажей заменили капитальной стеной.

В результате многочисленных перепланировок изменилась площадь и конфигурация квартир, оказались заложенными некоторые оконные проемы. При этом на протяжении более чем 80 лет в здании ни разу не было капитального ремонта или реставрации.

К 2016 году коммунальный корпус и часть помещений жилого корпуса находились в аварийном состоянии и не эксплуатировались. Практически полностью были утрачены ценные архитектурные и художественные элементы — дверные и оконные блоки, поручни и ступени лестниц, ограждения балконов, инженерное оборудование, элементы освещения и оригинальные отделочные материалы. Также были нарушены системы водоотведения и гидроизоляции здания.

К реставрации Дома Наркомфина приступили в 2017 году, когда право собственности на все помещения перешло к единому собственнику. После комплексных научных исследований разработали проект реставрации. В качестве главного архитектора пригласили Алексея Гинзбурга — внука архитектора Моисея Гинзбурга.

Реализация проекта началась в апреле 2017-го. Рабочие демонтировали поздние надстройки и пристройки, воссоздали объемно-планировочную структуру корпусов и исторический цвет фасадов. Несущий железобетонный каркас отреставрировали в соответствии с историческими конструктивными решениями. Первый этаж освободили от поздних пристроек. Благодаря этому Дом Наркомфина снова стал похож на дом-корабль.

По историческим аналогам отреставрировали или воссоздали элементы фасадов: витраж коммунального корпуса, оригинальные приямки со световыми фонарями, предназначенные для освещения подвальных помещений корпусов, оригинальные цветочницы, оконные и дверные блоки, элементы инженерных коммуникаций, винтовую лестницу солярия, ограждения балконов и кровли.



В здании восстановлена характерная схема инженерных коммуникаций внутри стен и перекрытий, система гидроизоляции. Воссоздано оригинальное наполнение внутренней среды дома: исторические радиаторы, сантехническое и кухонное оборудование, осветительные приборы, электроустановочные элементы, оконная и дверная фурнитура. Восстановлена и историческая планировка коммунального корпуса. Кроме того, отреставрированы кровля, ограждения, перголы и мощение крыш обоих корпусов.

В результате реставрации зданию возвращена историческая функция, заложенная авторами проекта. После реконструкции в жилом корпусе насчитывается 44 квартиры площадью от 30 до 120 квадратных метров, сохранены оригинальные двухуровневые планировки, а высота потолков варьируется от 2,2 до пяти метров. Некоторым квартирам присвоены названия по именам известных людей, которые в них проживали. Например, есть квартиры Дейнеки, Гинзбурга и Милютина.

Как и в 1930-е годы, на крыше жилого корпуса появятся шезлонги и рекреационная зона для собственников квартир и жителей двух сьютов для гостей дома. В вестибюльной группе откроется музейная экспозиция, посвященная истории и реставрации Дома Наркомфина.

В 2020 году Дом Наркомфина стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».

Источник

Добавить комментарий