Наследие Шехтеля и Клейна: Discover Moscow расскажет о шедеврах архитектуры в стиле модерн

20 февраля 2022, 09:01Наследие Шехтеля и Клейна: Discover Moscow расскажет о шедеврах архитектуры в стиле модернПоделитьсяФото М. Денисова. Mos.ru

В подборку вошли особняк Рябушинского, Центральный универсальный магазин (ЦУМ), дом Перцовой, особняк Дерожинской, Ярославский вокзал.

В рамках цикла «Архитектурные стили Москвы» туристический портал Discover Moscow рассказывает об одних из самых красивых зданий столицы — памятниках модерна. Этот стиль, получивший большое распространение в Европе, возник в конце XIX — начале XX века. Для него характерны плавные изогнутые линии, перетекание одной формы в другую, а также растительные орнаменты и мягкие, приглушенные оттенки в оформлении фасадов зданий. Стоит также отметить, что это направление в архитектуре эклектично и объединяет элементы необарокко, неоготики и неорусского стиля. Модерн позволил возродить архитектурные традиции прошлого, но обогатил их использованием новых для того времени материалов, например бетона.

В столице главными мастерами, создававшими шедевры в стиле модерн, были архитекторы Федор Шехтель, Лев Кекушев, Сергей Гончаров, Роман Клейн. Их наследие создает неповторимый облик города и впечатляет москвичей и туристов. В подборку самых эффектных зданий модерна вошли особняк Рябушинского, Центральный универсальный магазин (ЦУМ), дом Перцовой, особняк Дерожинской, Ярославский вокзал.

Одним из ярких примеров модерна является особняк Рябушинского (улица Малая Никитская, дом 6/2, строение 5). Он был построен в 1900–1903 годах по проекту архитектора Федора Шехтеля для предпринимателя и банкира Степана Рябушинского. Простоту кубической формы дома и его четкую геометрию эффектно дополняет декор. На мозаичном фризе фасада расцветают орхидеи, а на оконных решетках можно увидеть причудливые деревья и растения. Внутреннее пространство особняка пронизано символами: первый этаж похож на подводное царство, а второй вдохновлен миром воздуха. Их соединяет парадная лестница, по форме напоминающая застывший гребень волны — символ вечного движения жизни. Колонны второго этажа (возле домовой церкви) украшены переплетенными лилиями и саламандрами, символизирующими борьбу добра и зла.

В особняке Рябушинского с 1931 по 1936 год жил писатель Максим Горький, сегодня здесь располагается музей-квартира писателя.

Следующим местом знакомства со стилем модерн может стать Центральный универсальный магазин, расположенный по адресу: улица Петровка, дом 2. История одного из самых известных универмагов Москвы началась в середине XIX века. Тогда два коммерсанта из Шотландии Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз купили здание, находившееся на месте будущего ЦУМа, и открыли в нем магазин дамских шляп и галантереи под названием «Мюр и Мерилиз». Их предприятие быстро стало успешным — товары были хорошего качества и сравнительно недорогие, к тому же торговый дом регулярно устраивал распродажи.

Свой современный вид торговый дом приобрел в 1908 году. Автором здания стал один из мастеров эпохи модерна архитектор Роман Клейн. Семиэтажная постройка напоминает средневековый замок. При строительстве были использованы железобетонные конструкции, такие же, как для возведения нью-йоркских небоскребов. Современное название — Центральный универсальный магазин — торговый дом получил в советское время. Сегодня ЦУМ является одним из крупнейших универмагов Европы.

Еще одна жемчужина модерна — доходный дом Перцовой (Курсовой переулок, дом 1). Необычное здание ярко-красного цвета было построено в 1907 году по проекту художника Сергея Малютина, известного иллюстратора сказок Александра Пушкина, и архитектора Николая Жукова для мецената и инженера путей сообщения Петра Перцова. Однако юридически дом был оформлен на его жену Зинаиду Перцову, отсюда и получил свое название.

Здание отличается причудливым наружным убранством: кронштейны балконов выполнены в виде драконов, фасады украшены декоративными колоннами с совами, а также красочными майоликовыми панно с богом солнца Ярилой и разными волшебными существами. Украшения фасадов и интерьеров созданы по эскизам Малютина. Большую часть помещений Перцовы сдавали в аренду талантливым художникам, музыкантам и артистам. В подвале дома находилось кабаре «Летучая мышь», где можно было застать Константина Станиславского, Федора Шаляпина и других представителей московской богемы. Есть также версия, что именно в этом здании проживала главная героиня рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник».

С 1970-х годов в доме располагается Главное управление дипломатического корпуса МИД.

Особняк Александры Дерожинской (Кропоткинский переулок, дом 13) построен в 1901–1904 годах по проекту архитектора Федора Шехтеля для владелицы текстильного предприятия «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова». Здание признано одним из самых выразительных образцов московского модерна. Его отличает огромное арочное окно, над которым высятся две небольшие круглые башни. Элегантность фасада подчеркивается глазурованной керамической плиткой и лепниной в виде цветочных композиций и гирлянд.

Особое внимание Шехтель уделил интерьерам, по его рисункам были заказаны обои, настенные панели, керамические панно и витражи, а также люстры, мебель и даже дверные ручки. Кроме того, дом отличался новейшими инженерными технологиями, в нем работала система парового отопления, вытяжная вентиляция, канализация, а также был проведен водопровод, электричество и даже телефонная связь.

Сейчас в особняке располагается посольство Австралии.

Еще одно творение архитектора Федора Шехтеля — здание Ярославского вокзала (Комсомольская площадь, дом 5). История вокзала начинается во второй половине XIX века, тогда он назывался Троицким, а железная дорога соединяла Москву с Сергиевым Посадом и Ярославлем. Все изменилось со строительством Транссибирской магистрали: с вокзала начали отправляться поезда на Дальний Восток, пассажирский поток увеличился, а здание на Комсомольской (тогда Каланчевской) площади решили кардинально перестроить.

Автором проекта масштабной реконструкции Ярославского вокзала в 1903–1904 годах стал Федор Шехтель. Новое массивное здание, каким мы видим его сейчас, выполнено в неорусском стиле с элементами модерна. Вокзал имеет высокие башни, а его фасады украшены гербами Москвы, Ярославля и Архангельска, а также майоликовыми панно с изображением флоры и фауны Русского Севера. Для строительства Ярославского вокзала зодчие использовали новые на тот момент материалы: железобетон и облицовочную плитку.

В советское время часть вокзала перестроили, но оригинальный декор остался почти нетронутым: к отделке в стиле модерн добавились соцреалистические барельефы с изображением героев труда, а к гербам столицы — серп и молот.

Сегодня с Ярославского вокзала поезда по-прежнему идут в восточном направлении, и самая длинная пассажирская магистраль Москва — Владивосток начинается именно отсюда.

Пользователи discovermoscow.com могут прочитать другие подборки из цикла «Архитектурные стили Москвы» и узнать о знаковых постройках в стиле конструктивизма, сталинского ампира и советского модернизма. 

Туристический портал Discover Moscow заработал в июле 2021 года. На сайте собрана полезная информация, необходимая для комфортного путешествия в столицу. Туристы могут узнать здесь о полезных городских сервисах, прочитать об интересных мероприятиях, которые проходят в Москве, о разнообразных достопримечательностях, посмотреть онлайн-экскурсии и составить виртуальный прогулочный маршрут с учетом своих вкусов и предпочтений. Вся информация представлена на трех языках — русском, английском и китайском.

Источник

Добавить комментарий